Европейские театры продолжают представлять русскую оперу

Уходящий год для российской музыкальной культуры оказался трудным, обнулившим по известным причинам многие проекты и сюжеты, объявленные еще в предыдущем сезоне. Отменялись целые блоки афиш (особенно пострадал юбилейный 100-й сезон Московской филармонии, начинавшийся с эксклюзивных событий, одним из которых был рецитал Даниила Трифонова, исполнившего в зале Чайковского «Искусство фуги» Баха), программы перестраивались на ходу, происходил отток музыкантов, в том числе, из оркестров, из оперных трупп.

Но, хотя слово «отмена» стало ключевым в прошедшем году, значимых музыкальных событий было немало. Из тех, что имели мировой резонанс, — первый Международный конкурс пианистов, композиторов и дирижеров имени С.В. Рахманинова в Москве, трансляции которого смотрели более 10 миллионов зрителей в 74 странах мира. А также открытие сезона театра «Ла Скала» оперой Мусоргского «Борис Годунов» с Ильдаром Абдразаковым, собиравшей аншлаги на всех спектаклях.

К слову, вопреки тезису отмены русской культуры европейские театры продолжили представлять русскую оперу. «Пиковую даму» поставили в Баден-Бадене, в Авиньоне, Марселе, Ницце, Тулоне, в конце января нового года состоится премьера «Евгения Онегина» в брюссельском театре Ла Монне, и т.д. В Москве, наоборот, состоялись российские премьеры опер западного репертуара — «Мертвый город» Корнгольда в постановке Василия Бархатова и «Стиффелио» Верди в постановке Екатерины Одеговой в Новой Опере, «Фальстаф» Сальери и «Линда ди Шамуни» Доницетти на Камерной сцене Большого театра. На Исторической сцене успели в конце февраля выпустить премьеру «Лоэнгрина» Вагнера в ко-продукции с Метрополитен-оперой, Мариинский театр готовится к премьере «Гугенотов» Мейербера, прозвучавших пока в концертном исполнении. Из заметных премьер российских театров — «Евгений Онегин» в постановке Владиславса Наставшевса в Перми, «Черевички» в постановке Бориса Павловича в Екатеринбурге, «Орфей и Эвридика» Глюка в Нижнем Новгороде. Международные гастроли театров в этом году отменились, но на Исторической сцене Большого театра впервые за последние восемь лет выступил Большой театр Беларуси.

В концертной афише Московская филармония представила новые циклы современной музыки, премьеры в рамках абонементов «Другое пространство», «Дело молодых» и др. Традиционно крупными музыкальными событиями стали Дягилевский фестиваль под руководством Теодора Курентзиса в Перми (его же программы в зале «Зарядье» в Москве), «Безумные дни» — трехдневный концертный марафон в Свердловской филармонии.

В Красноярске появился новый фестиваль профессиональных оркестров национальных народных инструментов, итогом которого стало создание партитуры для сводного состава в 240 этнических инструментов.

Открылись два современных стильных пространства — Пакгаузы в Нижнем Новгороде, где прошел Международный фестиваль искусств «Стрелка» с премьерой мультимедийного проекта по мотивам «Гамлета», созданного по заказу фестиваля. В Москве — ДК «ГЭС-2», где состоялась серия фестивалей и проектов нового формата, соединяющих музыку и пространство, прошло 19 мировых премьер новых партитур.

Читать также:
"Сияет в прекрасной витрине". Икона Андрея Рублева "Троица" вернулась в Третьяковскую галерею

Среди событий уходящего музыкального года — кадровые смены в связи с отъездом музыкальных руководителей ведущих оркестров и отставка успешно работавшего гендиректора концертного зала «Зарядье» Ольги Жуковой. Один из главных проектов, заявленных ею еще весной, прозвучит в «Зарядье» в новом году — оммаж к 150-летию Рахманинова: Теодор Курентзис и musicAeterna исполнят «Всенощное бдение» Рахманинова и мировую премьеру сочинения Алексея Ретинского, написанного по заказу зала. Следующий год станет в России Годом Рахманинова.

И назад, к классике.

Для российского балета год был многообещающим: несмотря на трудности, он вышел из пандемии без таких существенных потерь, как у коллег в Европе и Америке. Поэтому зарубежные хореографы и артисты были готовы к сотрудничеству, наши крупнейшие фестивали сверстали программы с гостями из «высшей лиги», а театры готовили премьеры. Но обстоятельства жизни отменили мировые премьеры Ратманского, Уилдона, Шарон Эяль, разорвались связи с Фондами Баланчина, Роббинса и Крэнко. Это вершина айсберга — репертуар ведущих театров включает в себя десятки мировых шедевров и современных постановок, права на которые закончатся не позже чем к 2025 году.

Правда, большинство западных партнеров уверяет, что готово возобновить сотрудничество, как только это станет возможным. Ведущие театры сумели мгновенно перестроить премьерные планы.

Вячеслав Самодуров, Антон Пимонов, Максим Севагин выпустили в этом году по несколько премьер. «Танцемания» и Ultima Thule Самодурова, «В темных образах» Севагина явно претендуют на то, чтобы задержаться в репертуаре надолго. Стремительно переформатировались и фестивали. Самым решительным оказался фестиваль Дианы Вишневой: он не только вышел с образовательными программами далеко за пределы Москвы и Петербурга в регионы, но заказал массу новых постановок хореографам, работающим в российском современном танце. Здесь наиболее заметным стал прорыв Анны Щеклеиной из Екатеринбурга, доказавшей, что победа на «Золотой маске» этого года не была случайной.

«Пиковую даму» поставили в Баден-Бадене, в Авиньоне, Марселе, Ницце, Тулоне, в конце января состоится премьера «Евгения Онегина» в брюссельском театре Ла Монне

Но даже при этом задействован далеко не весь потенциал: вне активной работы пока остается маститый Алексей Мирошниченко, внимание победителя прошлогодней «Золотой маски» Максима Петрова было сосредоточено на опере, не появилось новых постановок у менее именитых, но обладающих потенциалом постановщиков. Не использовали балетные худруки и возможность переноса на свои сцены спектаклей, зарекомендовавших себя в других театрах, — успешный опыт Марийского театра, уговорившего Бориса Эйфмана на перенос «Русского Гамлета», остается единичным.

Судя по анонсам, наступающий год будет временем возврата к классике. Театры готовят целую обойму новых «Дон Кихотов и «Раймонд» — самых дорогих для постановки спектаклей, требующих сценической роскоши. Вероятно, потребность зрителей в празднике важнее всего.