Чтобы объяснить сдержанность моего оптимизма, начну издалека.
Золотой век кино как искусства далеко позади, золотой век кино как аттракциона в самом разгаре. Но первое упрямо пробивается к жизни. Вероятно, что-то в этом традиционном кино есть, если все новые и новые мастера отдают ему свои лучшие годы, точно зная, что публики у них все меньше. И что у каждого из искусств есть пора юности, роста, расцвета и неизбежного увядания, когда кажется, что ничего нового сказать уже не удастся.
Для начала поговорим о новых российских фильмах, которых стоит ждать в наступившем году ценителям кино как искусства.
Хорошие, мы знаем из опыта, случаются в год по чайной ложке, и это при самом оптимистичном прогнозе. Наш новогодний анонс строится по тому же принципу: сегодня начало, а продолжение последует не сразу, но следите. Итак, первая пара:
Фильм первый. «Здоровый человек»
Эту драму снял Петр Тодоровский, внук нашего классика Петра Тодоровского и сын Валерия Тодоровского, тоже уже классика. Он дебютировал сериалом «Полет», где уже доказал свой незаурядный талант совмещать увлекательность рассказа с серьезностью темы и психологической глубиной. В дебютном фильме для кинотеатров «Здоровый человек» его по-прежнему интересует все тот же вечный вопрос бытия — зачем мы родились, с какой целью живем, какая от нас польза людям, обществу?
Это снова фильм морального беспокойства, напряженных размышлений о месте, которое в нашей общей жизни занимает способность к эмпатии — качеству, все более дефицитному и для многих уже диковинному. И о том, как трудно, почти невозможно достичь разумного баланса между альтруизмом и эгоизмом.
Ведущий теленовостей Егор, великолепно сыгранный Никитой Ефремовым, ночью спасает от насилия незнакомую женщину, но она все равно погибает, и сознание бесполезности своего ночного героизма переводит всю жизнь Егора на другие рельсы. Он становится волонтером в детском онкологическом диспансере, записывается в поисковый отряд ЛизаАлерт, жертвует личные деньги на лечение смертельно больного подростка, но при этом ставит на кон благополучие собственной семьи, любовь жены и участь будущего младенца.
Фильм предъявляет зрителям трудные вопросы, но не дает на них ответа, вбрасывая свои моральные тревоги в наше сознание — в том, собственно, и состоит предназначение настоящего искусства. Филигранные работы Ирины Старшенбаум, Евгения Ткачука и, особенно, очень молодого, но уже очень зрелого актера Олега Чугунова в роли больного раком, но полного жизненной энергии Алехи.
Фильм на экранах со 2 марта 2023.
Фильм второй. «Большие змеи Улли-Кале»
Безусловно самый оригинальный фильм года. Его режиссер Алексей Федорченко уже не раз мистифицировал своих зрителей и даже целые фестивали своей безудержной фантазией. Например, нашел в Чили старую кинопленку, документально удостоверившую, что русские полетели на Луну еще в 30-е годы — многие на это купились, посмотрев его мокументари «Первые на Луне».
Теперь на Урале откопан целый клад — ящик кинопленки, отснятой неким Талдыкиным на Кавказе еще до революции, где автор исследовал отношения России и Кавказа. Пленка плохо сохранилась, ее реставрировали и даже частично перевели в цвет, а то, что совсем погибло, досняли по эскизам. И вот возник фильм — очень серьезное по интонации расследование, где сам Федорченко с его соавтором Лидией Канашовой кочуют по кавказским кручам, селам и музеям, комментируя как бы старую пленку. Типа: «Вы увидели, как молодой черкешенке затягивают корсет». И, конечно, надо видеть это драконье дыхание разгоряченного скакуна под лихим абреком, отстреливающим косматых разбойников. И, конечно, надо слышать эти витиеватые кавказские напевы на мотив неузнаваемой «Уральской рябинушки».
Федорченко, этот Мельес наших дней, упоенно играет с камерой и новейшими ее вариациями, включая смартфон и GoPro. К ним присоединяются совершенно реальные французский киновед Жоэль Шапрон, уральский режиссер Николай Коляда и его актеры, театр Татьяны Багановой «Провинциальные танцы», а также лично Сашечка Сергеевич Пушкин, Миша Лермонтов и Лео Толстой. Мы увидим чудо техники козломобиль, вымерших гигантов Кавказа, итальянца Феррари с его театром, а также председателя Горного общества психиатра из Петербурга Антона Антоновича Чечета. Что из всего этого реально, а что придумано — знает только Федорченко, но не скажет.
Фантазий здесь хватило бы на три больших фильма, и редкий зритель доплывет до середины этого океана — понадобится антракт для передышки и обретения равновесия. Поэтому я вижу прекрасное будущее «Больших змей…» на фестивальных экранах, в стрим-кинотеатрах и в любимых личных коллекциях.
Сейчас уральский режиссер заканчивает работу над фильмом-расследованием об удивительном городе, спрятанном под толщей антарктического льда — «Енотовый город». Снималось в Колумбии.
Дата премьеры в прокате пока не определена. Как можно догадаться, право первой ночи — за фестивалями. Еще недавно — мировыми. Сейчас — как получится.