Год назад из жизни ушел популярный певец и композитор Александр Градский. Он успел стать отцом четырех детей (трех сыновей, причем разница в возрасте у старшего и младшего почти 30 лет, и одной дочери). Был столь строг, что даже не отобрал на «слепых» прослушиваниях в «Голос» старшего сына. Создал свой театр — «Градский Холл». И пожалуй, единственным из всех наставников того самого «Голоса» не оставлял своих учеников и после того, как были выключены телекамеры. Ведь даже SHAMAN пробивался к нынешней славе сам, уже без Пелагеи. А Градский своих не бросил: взял Дину Гарипову, Александру Воробьеву, Андрея Лефлера, Сергея Волчкова на работу в свой «Градский Холл». Платил им зарплату. Приглашал петь с собой на концертах и не боялся рисковать…
Уже год без Александра Градского. Как и за что мы вспоминали его все это время?! И чему можем научиться у Градского, какие его примеры взять?
Терпение, только терпение
Так говорил не только великий Карлсон из книги Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».
Градский, наверное, согласился бы. Свою рок-оперу «Мастер и Маргарита» он сочинял с перерывами 30 лет. И не отчаивался, когда не хватало денег, да и со спонсорами для постановки не хватало денег… Она, кстати, до сих пор не поставлена и не выпущена. Есть только одна аудиозапись — мастер-тейп, и не было спонсоров на постановку. Зато в ней спели и Михаил Серышев, и Николай Фоменко, Алексей Кортнев, Иосиф Кобзон, дочь артиста Мария, и даже актеры Олег Табаков и Людмила Касаткина. Жаль, если это теперь никому не будет нужно и рок-опера потеряется — пленка с записью имеет вредную особенность осыпаться…
Неудачи приносят пользу
Театр «Градский Холл» тоже строился почти 20 лет. Александр Борисович был мужик рукастый. И в машинах понимал (отлично разбирался в двигателях, мог починить любой механизм), и в ремонте. Обозреватель «РГ», еще будучи студентом журфака МГУ, так с ним и познакомился — приехал на интервью (тогда Градский жил на улице Марии Ульяновой, недалеко от Ленинского проспекта). Увидел музыканта копающегося в моторе. И вместо дежурного приветствия услышал что-то типа «подай ключ на 12, вон там, на воздушном фильтре»… Он восстанавливал и коллекционировал старинные машины. Был умелец. А если надо — мог веско и остроумно накричать на строителей, когда те были очень уж нерадивыми, не стесняясь в выражениях, но и очень образно….
Этому учиться не нужно. А вот тому, как поступать в неудачах — пригодится! Открытие «Градский Холл» было назначено, журналисты приехали, но увидели здание по-прежнему в лесах и бродящего рядом артиста.
— Ладно, что ж так, — развел он руками, — заходите ребята. Вы сами все видите, но хоть поговорим.
Фразы были примерно такими.
А потом мы сидели внутри на оставшихся досках, на неубранной арматуре, пока Градский сбегал в соседний магазин. Купил там на свои несколько пакетов еды, посуду и что в нее наливать. А потом состоялся этот необычный привал. Он нам рассказывал, а мы сидели в фойе, где так и не закончился ремонт. Рассказывал, кажется, что-то немного и пел, спрашивал, обсуждал… Наверное это была самая необычная пресс-конференция в мировом шоу-бизнесе.
Зато мы оценили Градского, как человека, никогда не опускающего рук и находящего выход в самых сложных ситуациях. Кто-то больше зауважал и понял. Расходились совсем не расстроенными, а почти друзьями. Ну, а ремонт он все-таки закончил. Через полгода. Но что говорил при этом строителям своим красивым и мощным голосом, которому были подвластны любые могучие интонации — никто не знает…
Безвыходных ситуаций для остроумных людей не бывает
И эту историю теперь тоже полезно вспоминать. У Градского был назначен концерт в Театре Эстрады. Все билеты распроданы, но артист попросил еще 200 для друзей.
— Все кресла в зале будут заняты, — разводил руками директор.
— Меньше нельзя, — гнул свою мысль Градский, — друзей у меня много. Если нет мест в зале, поставьте стулья.
— Так, где ж их поставить? В проходе нельзя — люди будут ходить, да и пожарные запретят!
Градский думал недолго. А потом предложил:
— А поставьте их на сцене. Мне мои друзья мешать не будут.
Директор уже не нашелся что ответить, и кресла решили поставить.
Здоровье — хрупко, когда ты всем нужен
Градский, конечно, был человек слова. Незадолго до старта юбилейного «Голоса», в котором он обещал вернуться в кресло наставника, артист подхватил коронавирус. Лечился долго и сложно. Может, не долечился, потому что появился на съемках «Голосе» вовремя. Рабочие сцены рассказывали, что на съемочную площадку Градского приносили.
Агутин его спрашивал о здоровье. Но Градский оставался в зале и объяснял, что «не хочет никого повести». Потом, когда уже родные вызвали домой скорую — давление стильно упало, — артист просил врачей не беспокоиться, объясняя, что «уже сам научился справляться»…
Его не спасли… И об этом хочется напомнить год спустя: люди, не рискуйте, берегите здоровье. Особенно сейчас, в пору, когда коронавирус и грипп появляются одновременно. Это большие артисты не думают о своем здоровье. Год спустя думать об этом снова было мучительно больно…
«Градский Холл» снова на слуху
И об этом мы тоже помнили весь год. Боялись, что театр пропадет без своего создателя. Но новый его художественный руководитель Алексей Рыбников только приумножает его славу.
В конце октября состоялась премьера оперы «Князь Андрей Болконский». Очень могучей, дерзкой по замыслу и филигранной по идеям и исполнению, с дизайном и сценографией — тоже выше всех похвал.
Но и любимый Градским рок в афише остался, если кто об этом год беспокоился. 10 декабря на сцене, в программе «Рок-н-ролл на троих» снова споют как раз ученики Градского: Александра Воробьева, Михаил Озеров и Андрей Лефлер.
Аплодисменты. И снова — браво, Маэстро!