«Горшенев» завершил тур-2022 по России и Беларуси с новыми песнями, хитами «Кукрыниксов» и поэзией Сергея Есенина

Вокалист Алексей Горшенев после роспуска культовой группы «Кукрыниксы» продолжает вносить разнообразие в репертуар. В его сольном проекте уже играет и басист, отвечающий за электронику и перкуссию, а нынешний год принес ему очередную мощную премьеру — первую часть музыкальной трагедии «Фауст» — «Малый свет». Издан одноименный альбом, уже номинированный на главную рок-премию страны «Чартова дюжина». Да и сам проект «Горшенев» претендует на победу еще в четырех категориях: «лучший концерт», «лучший солист», «лучшая группа» и «лучшее содружество» (в песне «Огненная вендетта»)…

Вот и на финальных концертах тура-2022 в Петербурге, Нижнем Новгороде и Москве у «Горшенева» был аншлаг. А первые ряды в столичном «Главклубе», вмещающем три тысячи зрителей, на этот раз заняли девушки, что на рок-концертах случается. Не путая слов и не сбиваясь с ритма, они дружно подпевали, эмоционально реагировали на каждую песню и реплику фронтмена «Горшенева».

В этом не было ничего удивительного: харизматичный солист с длинными волосами и низким, раскатистым голосом, будто Мефистофель из «Фауста» меняющий интонации, настроения, мимику и драйв — царил на сцене одновременно и как певец, и как актер, рассказчик историй, неравнодушный собеседник, отвечающий на заданные и незаданные вопросы зала. И потому это было дивное музыкально-театральное действо, хотя забегая вперед, ни одной песни из «Фауста» Горшенев не исполнил. А жаль, ведь столь масштабного и точно по-режиссерски выстроенного рок-спектакля у нас не было с зонг-оперы TODD, музыку которой как раз вместе писали братья: начал Михаил «Горшок» Горшенев из «Короля и Шута», а потом позвал и младшего брата — Алексея. Да и голоса у них похожи, как и амбиции.

Тогда Горшенев-старший рассказывал обозревателю «РГ», с которым встретился в одном из московских баров, что первоначально в планах было петь в этой постановке в очередь с младшим. Но Алексей отказался. Наверное, время еще не пришло. Теперь наступило, уже в проекте «Горшенев». И один трек из TODD на концерте в «Главлубе» Алексей все-таки сыграл, а вот «Фауста» приберег, очевидно, для следующей премьеры. Зато песен из «Кукрыниксов» сыграл в этом туре много.

Начался концерт с величественного, завораживающего и мудрого трека «Экклезиаст», вышедшего на финальном альбоме группы 2016 года «Артист». Продолжился хитами начала нулевых, когда «Кукры» (так их назвали поклонники) играли проще, более пост-панково и рок-н-ролльно, но пока без нынешнего урагана эмоций, феерических смен настроений, ритма, контрапунктов и порой колючих, чаще — мудрых, зычных и метафоричных строчек.

Читать также:
Встречи с писателями в каникулы: Старобинец отправится в путешествие с читателями, а Нечипоренко и Гальцев расскажут веселые истории

Затем былии «Наше кино», «Крайние меры» и «Надежда», которую Алексей Горшенев сопроводил словами: «Там, где есть маленький участок фикции, там всегда надежда. Но жить просто по принципу «Верь, что все будет хорошо» — чушь!». И пока зрители переваривали смысл такого постулата, дал им время в две песни, после чего объяснил: «Вот говорят, что не мы такие, а время такое». Чушь. Нет, именно мы такие! Пока не поймем, так и будем вертеться в этом беличьем колесе»…

В подтверждение спел «Глазурь», после чего рассказал, как предпочитает жить сам — по принципу «Кто, если не я?!». В подтверждении чего были «Че Гевара» и превращенные в задумчивую грустную балладу есенинские строчки «Мне осталась одна забава»… Цитировал Алексей — уже на другом концерте, и другого поэта — Владимира Маяковского: «Искусство — это не зеркало, отражающее реальность, а молот ее формирующий». Это — и про нынешнее творчество проекта «Горшенев».

Связь с великими поэтами от Гёте до Есенина, собственное неравнодушие в осмыслении реальности, метафоричная и самобытная, хлесткая поэзия и умный рок, в который эпизодически проникают веяния других стилей, в частности, нео-готики — все это тоже слагаемые нынешней популярности «Горшенева».

В коде были снова хиты «Кукрыниксов», порой звучавшие уже с более плотным саундом и новыми аранжировочными идеями, иногда — и с электронным басом — «Шторм», «Обнимай», «Никогда» и новая песня уже проекта «Горшенев» — «Крик». А совсем под занавес музыканты грянули еще один трек с дебютного альбома — «Не беда». Будто напоминание о том, что если пока что-то не сумели или не поняли — не беда. Многое еще можно наверстать.

Тем более что в 2023 году тур «Горшенева» будет продолжен еще в 13 городах России и Беларуси. Этому артисту еще есть много, что сказать.