Мартину Скорсезе — 80. Он хотел было стать католическим священником, но стал кинорежиссером, завоевав репутацию одного из самых жестоких. Его фильмы вызывали огонь критики за непривычный натурализм мордобоя — теперь они кажутся почти стерильными и безусловно классическими. И хотя шедевров у него значительно больше, вот пять картин, без которых вы не можете сказать, что знаете Мартина Скорсезе.
1. «Таксист». 1976. Золотая пальмовая ветвь Каннского фестиваля
Молодой Роберт Де Ниро в роли вернувшегося из Вьетнама морпеха, ставшего ночным таксистом — ему интересно наблюдать ночную жизнь Нью-Йорка с потянувшимися на огни найт-клабов «отбросами общества» — сутенерами, малолетними проститутками, пьяницами, искателями приключений. Накапливаясь, эти наблюдения приводят его к попытке вооруженного бунта. Фильм был откликом на бушевавшую в те годы «сексуальную революцию», он шокировал графичностью и яростной энергетикой режиссуры; никому не известный Скорсезе мгновенно стал знаменит.
2. «Последнее искушение Христа». 1988
«Кощунственный» по определению церковников фильм представил богочеловека просто человеком со всеми присущими ему слабостями. Свободную творческую интерпретацию Нового Завета считали ересью, откровенный показ профессиональной деятельности Марии Магдалины вызывал у верующих шок, а когда «последнее искушение» завершалось сценой близости Христа и Марии, разразился скандал. Фильм на экраны выходил с большими трудностями, экстремисты требовали его уничтожить. В роли Христа — Уиллем Дефо.
3. «Банды Нью-Йорка». 2002. «Золотой глобус» за режиссуру, 10 номинаций на «Оскар»
Америка хаоса, когда «коренные жители», расисты и ксенофобы, воевали с «пришлыми» — иммигрантами. Нью-Йорк 1860-х: битый кирпич, фабричная тоска, глухие катакомбы, нищие салуны, низкорослые хибары, трупы на улицах, но те же политические парады в клоунских цилиндрах. Скорсезе напоминает миру о подростковом возрасте своей страны и показывает, какого масштаба личности ковали современную Америку. Леонардо Ди Каприо в роли юного мстителя за своего убитого отца.
4. «Остров проклятых». 2010
Режиссер играет в жанровое кино, цитируя, пародируя, импровизируя на темы и классики, и трэша, мелодрама срывается в свирепую готику, экспрессионизм сливается в экстазе с сюром, непроницаемый Бен Кингсли братается с леденящим кровь фон Сюдовым. Леонардо Ди Каприо в сопровождении Марка Раффало прибывают на остров Шаттер расследовать исчезновение пациентки психиатрического госпиталя — детоубийцы. Самый спорный фильм Скорсезе в стиле, который Эйзенштейн окрестил «кинооперой».
5. «Волк с Уолл-стрит». 2013
Творчество Скорсезе — галерея «бешеных быков» разных времен. Здесь портрет удивительный — портрет пустоты. Герой — «волк» эпохи, когда деловой мир исчерпал амбиции, кроме одной — хапать бабки: деньги и бабы — предел мечтаний Джордана Белфорта. Этот брокер Белфорт существует в реальности, свои таланты делать деньги из ничего он описал в книге, которая в основе фильма. Сохранен его хвастливый рассказ о своем даре заговаривать зубы — даре наперсточника, строителя «пирамид», таланте пускать пыль в глаза и выкачивать из клиентов деньги. Одна из самых беспощадных ролей Леонардо Ди Каприо награждена «Золотым глобусом».