На каких принципах собирается строить театр Антон ЯковлевТеатр им. Гоголя, после десятилетнего перерыва вернувший себе историческое название, открывает новый сезон. Первые премьеры пройдут в декабре, а пока новый худрук Антон Яковлев рассказал «Российской газете», почему все сравнения с «Гоголь-центром», прекратившим свое существование, бессмысленны и могут ли вечные ценности оставаться привлекательными для современного зрителя?
Давайте начнем с манифеста, который вы озвучилина недавнем сборе труппы. Многие заметили, что ваша концепция построена на полной противоположности тому, что было в «Гоголь-центре». Цитирую — «красота вместо иронии над ней, вдохновение вместо цинизма» …
Антон Яковлев: Вы правы, манифест я сознательно создал на контрасте с тем, что было здесь в недавнем прошлом. Но у меня вовсе не было задачи с кем-то соперничать и уж тем более, говорить — «было плохо, станет хорошо». Просто станет по-другому.Я с интересомсмотрю на путь «Гоголь-центра» — это довольно яркий период существования Театра Гоголя. Но мой путь иной, что естественно.Тот факт, что контраст очевиден — это следствие моих взглядов: все, что я сказал в манифесте, я делал в своих спектаклях на протяжении почти двадцати лет и в этом всегда был последователен. Каждый строит свой театр, исходя из своего миропонимания. Я пришел сюда с тем, с чем я рос, с тем, что я люблю и во что искренне верю. И Театр им. Гоголя буду строить, как строил бы любой другой театр, независимо от того, что было в нём прежде. Поэтому никакого пафоса борьбы и противопоставления здесь нет, поверьте.
А вы думаете, все это — красота, вдохновение, возвышенные чувства — сработает? Все-таки «Гоголь-центр» был успешным проектом, а значит, на то, что вам так не мило, все-таки был запрос у публики.
Антон Яковлев: Запросы публики, слава Богу, разные. Многие уже устали от постмодернизма, от бесконечного сарказма и стеба. Я, разговаривая с молодыми людьми, иногда с ужасом понимаю, что они ни во что и никому не верят. К любым ценностям они относятся с презрительной снисходительностью. Зачастую они зациклены на себе, на своем понимании некой «свободы». Она для них какой-то фетиш, с которым они, собственно, не знают, что делать, потому как эта идея «свободы» основана исключительно на отрицании того, что вокруг, а не на созидании. Ведь и «Гоголь-центр» не нес с собой никакой мощной и новой идеи — он просто перенес на нашу почву все то же, что было, например, в немецком социальном театре и был в этом смысле, пионером.
А потом, идея тотальной независимости, отсутствия иерархии ценностей очень привлекательна, потому что не предполагает ответственности, а только свои интересы и права. Такой невероятный инфантилизм — «я вот так сегодня живу — на остальное наплевать». Пускай для кого-то это звучит пафосно, утопично, но я считаю, что искусство должно вести человека к очищающему и светлому. Иначе я вообще не понимаю, зачем искусство нужно. От своего животного начала, эгоцентризма, зацикленности на себенужно уходить, бежать, как от скверны.
Кроме того, я устал повторять всем недалеким «критикам», да и в манифесте это тоже четко прописано — новый театр не возвращается к прошлому, напротив, он идет к будущему, потомукак не является заложником какого-то определенного стиля, направления. Он вбирает в себя все лучшие формы как современного, так и традиционного театра, он учитывает интересы не одного слоя зрителей, а многих. Стало быть, его потенциал огромен. Ведь главная идея заключается в том, куда и зачем ведет зрителя этот театр, в том, что он дает ему надежду в окружающем мир хаосе.
Фактически Театр им. Гоголя строится сейчас с нуля — новый худрук, новый репертуар, новое название. Но абсолютный нонсенс — вы остались и без зрителя. Публика «Гоголь-центра» в большинстве своем принципиально ушла вместе с ним. Будете растить нового?
Антон Яковлев: Да, конечно, в том числе, будем создавать нового. Но кто вам сказал, что мы остались без старого зрителя? Знаете, можно о чем угодно сейчас говорить, но все станет понятно, когда выйдут новые спектакли. Естественно, придет новая публика, но уверен, и часть прежнего зрителя тоже останется — те, кому будет интересно, что и как здесь теперь. И, кстати, об успешности. На моих спектаклях — в Театре Сатиры, МХТ им. Чехова, «Ленкоме», да и раньше в других театрах — всегда полный зал. Сегодня невероятное число зрителей хотят настоящего, искреннего, глубокого. Если хотите, на это реальный запрос сегодня. Эти люди — моя потенциальная и громадная сила.
Поговаривают, что почти вся труппа ушла.
Антон Яковлев: Нет, осталось абсолютное большинство. Из более чем 50-ти артистов в труппе сейчас 40, и еще я набрал 25 человек. Людей, которые хотят здесь работать, — множество. Только за месяц я отсмотрел около 600 молодых артистов. С режиссерами тоже проблем нет. В том числе, будут ставить и некоторые из тех, которые работали здесь прежде. Вообще, все разговоры о том, что я «перекрыл единственный глоток свободы», конечно, от неосведомленности. Я сюда пришел, когда проект «Гоголь-центр» уже не существовал.
Как вы формировали репертуар первого сезона Театра им. Гоголя?
Антон Яковлев: Планами на первый сезон я сразу определил кардинально разные направления, в отсутствии которых нас, еще не видя ни одного спектакля, пытаются упрекнуть. Будет все: от классики — до Макдонаха и Зеллера. Мы уже начали репетиции «Сна в летнюю ночь» — Шекспира ставит Глеб Черепанов. Пластическую версию «Портрета Дориана Грея» репетирует Константин Мишин. Оба спектакля выйдут в декабре на Малой сцене, как и еще два-три лабораторных эскиза. Над названиями пока думают режиссеры УланбекБаялиев и Сергей Тонышев, ученики Женовача. Это уже во второй половине сезона. Начну и я — «Герой нашего времени» по мотивам романа Лермонтова. Действие в спектакле происходит одновременно и в прошлом, и в настоящем. Еще раз подчеркну, что я за яркий современный зрительский театр. Это не значит, что мы не должны касаться каких-то острых социальных проблем, вопрос — как, с каким посылом.
Кроме Лермонтова вы планируете ставить спектакли по «Соборянам» Лескова, «Подростку» Достоевского и «Мюнхгаузену» Горина. Что вы нашли в этих названиях?
Антон Яковлев: Все эти произведения объединяет несколько тем, которые мне интересны всегда: тема человека, который не вписывается в окружающий мир; тема отношения человека и социума; тема тьмы, которая в каждом из нас. Я хочу и Версилова, и Печорина поместить в сегодняшний день и понять, насколько эти персонажи могут вызывать интерес сейчас. Особенно у человека младше 30 лет.Насколько я вообще его могу понять и найти с ним общий язык? У меня самого трое детей такого возраста. Иногда мы конфликтуем, а иногда мне кажется, я все же чувствую их, понимаю, чего они хотят, к чему стремятся. Можно не принять, но попытаться понять их позицию. И режиссеры у меня, кстати, в большинстве своём младше 30 лет. Вместе мы и будем изучать человека сегодняшнего. Мне ведь и про себя тоже хочется понять — насколько я вписываюсь в современный контекст. Старшее и среднее поколение мне понятно, они всегда были моими зрителями, я знаю про них больше. А вот молодые для меня — всегда вызов и вопрос.
Странно, что в Театре им. Гоголя не ставят Гоголя. Не было такой задумки?
Антон Яковлев: Конечно, я думал о Гоголе, но мне не хотелось вот так сразу, впрямую с него начинать. Но вы знаете, может быть, позже я покажу здесь своих «Игроков». Одна версия идет в петербургском Театре им. Андрея Миронова, другая — в Академии кинематографического и театрального искусства Никиты Михалкова. Сейчас у «Игроков» были гастроли по четырем городам России, везде принимали на ура. Поэтому такая мысль есть.
Театр им. Гоголя будет жить не только спектаклями. Вы запускаете еще ряд интересных проектов. Расскажите немного о них.
Антон Яковлев: В первую очередь, это режиссерская лаборатория «Перспектива». Она выросла из того, что мне очень хочется дать возможность начинающим режиссерам проявить себя. Я хорошо помню, как тяжело начинать, и я очень благодарен, что на моем пути встретились Олег Табаков, Алексей Бородин, Рудольф Фурманов, которые мне такую возможность дали. Уже в первом сезоне я набрал восемь молодых режиссеров, которые на Малой сцене будут ставить свои работы. Если будет получаться — дам им и Большую. Там много интересного и неожиданного. «Марсианские хроники» по Брэдбери,например, которые ставит Максим Меламедов — не помню, был ли такой материал еще где-то. Будут, конечно, музыкально-поэтические вечера. Первый такой вечер будет состоять из стихов четырех поэтов, которые мне наиболее близки, — Маяковский, Бродский, Самойлов и Рыжий. Будет современный, подчеркиваю — современный, детский театр. Планируем киноклуб, лекторий, мастер-классы, импровизационное арт-кафе, где зритель сможет взаимодействовать с артистами и, условно, заказывать конкретную импровизацию. Попробуем играть иммерсивные спектакли. Всего задумано около 15 проектов. Как в том анекдоте, дай Бог, теперь на этом самолете осталось только взлететь.
Мне интересны тема человека, который не вписывается в окружающий мир, тема отношения человека и социума, тема тьмы, которая в каждом из нас
Вы буквально вот-вот выпустили премьеру «Последний поезд» в «Ленкоме». Где-то еще сейчас ставите?
Антон Яковлев: Была договоренность о двух постановках, и даже кино я собирался снимать, но пока все перенес, потому как, боюсь, физически не потяну. А потом, конечно, сейчас главное — выстроить систему координат здесь. Поэтому пока все силы брошены на Театр им. Гоголя. Мне нужно запустить весь процесс практически с нуля.
Справка «РГ»
Антон Яковлев — российский режиссер театра и кино. Окончил актерско-режиссерский курс Школы-студии МХАТ (курс Василия Маркова) и Высшие курсы сценаристов и режиссеров в мастерской Владимира Хотиненко и Павла Финна. Поставил около двух десятков спектаклей — его работы шли и идут в МХТ им. Чехова, Театре им. Вахтангова, «Ленкоме», РАМТе, Малом театре, Театре на Малой Бронной и других. Режиссер фильмов и автор киносценариев. В прошлом году стал лауреатом Премии города Москвы в области литературы и искусства — за постановку спектаклей «Макбет» в Московском драматическом театре на Малой Бронной и «Лес» в Московском академическом театре сатиры.