Худрук Антон Яковлев: Театру Гоголя надо уйти от зацикленности на себе

На каких принципах собирается строить театр Антон ЯковлевТеатр им. Гоголя, после десятилетнего перерыва вернувший себе историческое название, открывает новый сезон. Первые премьеры пройдут в декабре, а пока новый худрук Антон Яковлев рассказал «Российской газете», почему все сравнения с «Гоголь-центром», прекратившим свое существование, бессмысленны и могут ли вечные ценности оставаться привлекательными для современного зрителя?

Давайте начнем с манифеста, который вы озвучилина недавнем сборе труппы. Многие заметили, что ваша концепция построена на полной противоположности тому, что было в «Гоголь-центре». Цитирую — «красота вместо иронии над ней, вдохновение вместо цинизма» …

Антон Яковлев: Вы правы, манифест я сознательно создал на контрасте с тем, что было здесь в недавнем прошлом. Но у меня вовсе не было задачи с кем-то соперничать и уж тем более, говорить — «было плохо, станет хорошо». Просто станет по-другому.Я с интересомсмотрю на путь «Гоголь-центра» — это довольно яркий период существования Театра Гоголя. Но мой путь иной, что естественно.Тот факт, что контраст очевиден — это следствие моих взглядов: все, что я сказал в манифесте, я делал в своих спектаклях на протяжении почти двадцати лет и в этом всегда был последователен. Каждый строит свой театр, исходя из своего миропонимания. Я пришел сюда с тем, с чем я рос, с тем, что я люблю и во что искренне верю. И Театр им. Гоголя буду строить, как строил бы любой другой театр, независимо от того, что было в нём прежде. Поэтому никакого пафоса борьбы и противопоставления здесь нет, поверьте.

А вы думаете, все это — красота, вдохновение, возвышенные чувства — сработает? Все-таки «Гоголь-центр» был успешным проектом, а значит, на то, что вам так не мило, все-таки был запрос у публики.

Антон Яковлев: Запросы публики, слава Богу, разные. Многие уже устали от постмодернизма, от бесконечного сарказма и стеба. Я, разговаривая с молодыми людьми, иногда с ужасом понимаю, что они ни во что и никому не верят. К любым ценностям они относятся с презрительной снисходительностью. Зачастую они зациклены на себе, на своем понимании некой «свободы». Она для них какой-то фетиш, с которым они, собственно, не знают, что делать, потому как эта идея «свободы» основана исключительно на отрицании того, что вокруг, а не на созидании. Ведь и «Гоголь-центр» не нес с собой никакой мощной и новой идеи — он просто перенес на нашу почву все то же, что было, например, в немецком социальном театре и был в этом смысле, пионером.

А потом, идея тотальной независимости, отсутствия иерархии ценностей очень привлекательна, потому что не предполагает ответственности, а только свои интересы и права. Такой невероятный инфантилизм — «я вот так сегодня живу — на остальное наплевать». Пускай для кого-то это звучит пафосно, утопично, но я считаю, что искусство должно вести человека к очищающему и светлому. Иначе я вообще не понимаю, зачем искусство нужно. От своего животного начала, эгоцентризма, зацикленности на себенужно уходить, бежать, как от скверны.

Кроме того, я устал повторять всем недалеким «критикам», да и в манифесте это тоже четко прописано — новый театр не возвращается к прошлому, напротив, он идет к будущему, потомукак не является заложником какого-то определенного стиля, направления. Он вбирает в себя все лучшие формы как современного, так и традиционного театра, он учитывает интересы не одного слоя зрителей, а многих. Стало быть, его потенциал огромен. Ведь главная идея заключается в том, куда и зачем ведет зрителя этот театр, в том, что он дает ему надежду в окружающем мир хаосе.

Фактически Театр им. Гоголя строится сейчас с нуля — новый худрук, новый репертуар, новое название. Но абсолютный нонсенс — вы остались и без зрителя. Публика «Гоголь-центра» в большинстве своем принципиально ушла вместе с ним. Будете растить нового?

Антон Яковлев: Да, конечно, в том числе, будем создавать нового. Но кто вам сказал, что мы остались без старого зрителя? Знаете, можно о чем угодно сейчас говорить, но все станет понятно, когда выйдут новые спектакли. Естественно, придет новая публика, но уверен, и часть прежнего зрителя тоже останется — те, кому будет интересно, что и как здесь теперь. И, кстати, об успешности. На моих спектаклях — в Театре Сатиры, МХТ им. Чехова, «Ленкоме», да и раньше в других театрах — всегда полный зал. Сегодня невероятное число зрителей хотят настоящего, искреннего, глубокого. Если хотите, на это реальный запрос сегодня. Эти люди — моя потенциальная и громадная сила.

Поговаривают, что почти вся труппа ушла.

Антон Яковлев: Нет, осталось абсолютное большинство. Из более чем 50-ти артистов в труппе сейчас 40, и еще я набрал 25 человек. Людей, которые хотят здесь работать, — множество. Только за месяц я отсмотрел около 600 молодых артистов. С режиссерами тоже проблем нет. В том числе, будут ставить и некоторые из тех, которые работали здесь прежде. Вообще, все разговоры о том, что я «перекрыл единственный глоток свободы», конечно, от неосведомленности. Я сюда пришел, когда проект «Гоголь-центр» уже не существовал.

Читать также:
Вышел первый трейлер новогоднего фильма ТНТ "СамоИрония судьбы!"

Как вы формировали репертуар первого сезона Театра им. Гоголя?

Антон Яковлев: Планами на первый сезон я сразу определил кардинально разные направления, в отсутствии которых нас, еще не видя ни одного спектакля, пытаются упрекнуть. Будет все: от классики — до Макдонаха и Зеллера. Мы уже начали репетиции «Сна в летнюю ночь» — Шекспира ставит Глеб Черепанов. Пластическую версию «Портрета Дориана Грея» репетирует Константин Мишин. Оба спектакля выйдут в декабре на Малой сцене, как и еще два-три лабораторных эскиза. Над названиями пока думают режиссеры УланбекБаялиев и Сергей Тонышев, ученики Женовача. Это уже во второй половине сезона. Начну и я — «Герой нашего времени» по мотивам романа Лермонтова. Действие в спектакле происходит одновременно и в прошлом, и в настоящем. Еще раз подчеркну, что я за яркий современный зрительский театр. Это не значит, что мы не должны касаться каких-то острых социальных проблем, вопрос — как, с каким посылом.

Кроме Лермонтова вы планируете ставить спектакли по «Соборянам» Лескова, «Подростку» Достоевского и «Мюнхгаузену» Горина. Что вы нашли в этих названиях?

Антон Яковлев: Все эти произведения объединяет несколько тем, которые мне интересны всегда: тема человека, который не вписывается в окружающий мир; тема отношения человека и социума; тема тьмы, которая в каждом из нас. Я хочу и Версилова, и Печорина поместить в сегодняшний день и понять, насколько эти персонажи могут вызывать интерес сейчас. Особенно у человека младше 30 лет.Насколько я вообще его могу понять и найти с ним общий язык? У меня самого трое детей такого возраста. Иногда мы конфликтуем, а иногда мне кажется, я все же чувствую их, понимаю, чего они хотят, к чему стремятся. Можно не принять, но попытаться понять их позицию. И режиссеры у меня, кстати, в большинстве своём младше 30 лет. Вместе мы и будем изучать человека сегодняшнего. Мне ведь и про себя тоже хочется понять — насколько я вписываюсь в современный контекст. Старшее и среднее поколение мне понятно, они всегда были моими зрителями, я знаю про них больше. А вот молодые для меня — всегда вызов и вопрос.

Странно, что в Театре им. Гоголя не ставят Гоголя. Не было такой задумки?

Антон Яковлев: Конечно, я думал о Гоголе, но мне не хотелось вот так сразу, впрямую с него начинать. Но вы знаете, может быть, позже я покажу здесь своих «Игроков». Одна версия идет в петербургском Театре им. Андрея Миронова, другая — в Академии кинематографического и театрального искусства Никиты Михалкова. Сейчас у «Игроков» были гастроли по четырем городам России, везде принимали на ура. Поэтому такая мысль есть.

Театр им. Гоголя будет жить не только спектаклями. Вы запускаете еще ряд интересных проектов. Расскажите немного о них.

Антон Яковлев: В первую очередь, это режиссерская лаборатория «Перспектива». Она выросла из того, что мне очень хочется дать возможность начинающим режиссерам проявить себя. Я хорошо помню, как тяжело начинать, и я очень благодарен, что на моем пути встретились Олег Табаков, Алексей Бородин, Рудольф Фурманов, которые мне такую возможность дали. Уже в первом сезоне я набрал восемь молодых режиссеров, которые на Малой сцене будут ставить свои работы. Если будет получаться — дам им и Большую. Там много интересного и неожиданного. «Марсианские хроники» по Брэдбери,например, которые ставит Максим Меламедов — не помню, был ли такой материал еще где-то. Будут, конечно, музыкально-поэтические вечера. Первый такой вечер будет состоять из стихов четырех поэтов, которые мне наиболее близки, — Маяковский, Бродский, Самойлов и Рыжий. Будет современный, подчеркиваю — современный, детский театр. Планируем киноклуб, лекторий, мастер-классы, импровизационное арт-кафе, где зритель сможет взаимодействовать с артистами и, условно, заказывать конкретную импровизацию. Попробуем играть иммерсивные спектакли. Всего задумано около 15 проектов. Как в том анекдоте, дай Бог, теперь на этом самолете осталось только взлететь.

Мне интересны тема человека, который не вписывается в окружающий мир, тема отношения человека и социума, тема тьмы, которая в каждом из нас

Вы буквально вот-вот выпустили премьеру «Последний поезд» в «Ленкоме». Где-то еще сейчас ставите?

Антон Яковлев: Была договоренность о двух постановках, и даже кино я собирался снимать, но пока все перенес, потому как, боюсь, физически не потяну. А потом, конечно, сейчас главное — выстроить систему координат здесь. Поэтому пока все силы брошены на Театр им. Гоголя. Мне нужно запустить весь процесс практически с нуля.

Справка «РГ»

Антон Яковлев — российский режиссер театра и кино. Окончил актерско-режиссерский курс Школы-студии МХАТ (курс Василия Маркова) и Высшие курсы сценаристов и режиссеров в мастерской Владимира Хотиненко и Павла Финна. Поставил около двух десятков спектаклей — его работы шли и идут в МХТ им. Чехова, Театре им. Вахтангова, «Ленкоме», РАМТе, Малом театре, Театре на Малой Бронной и других. Режиссер фильмов и автор киносценариев. В прошлом году стал лауреатом Премии города Москвы в области литературы и искусства — за постановку спектаклей «Макбет» в Московском драматическом театре на Малой Бронной и «Лес» в Московском академическом театре сатиры.