Одним хмурым днем Александр Иванов, ничем не примечательный молодой человек, выпал из окна многоэтажного дома. Следователь, занимающийся этим делом, начинает опрашивать родственников и знакомых погибшего, чтобы понять: действительно ли имело место самоубийство. Однако их показания оказываются настолько противоречащими друг другу, что детектив невольно начинает задумываться, кем же был этот Иванов.
Семен Серзин, театральный режиссер и актер, в 2020 году представил свой дебютный фильм «Человек из Подольска» — основанную на одноименной пьесе писателя и драматурга Дмитрия Данилова комедию о злоключениях редактора районной газеты Фролова внутри крайне экстравагантного полицейского участка.
Сценарий новой ленты написан режиссёром по пьесе Дмитрия Данилова «Свидетельские показания». Там, где первая картина давала доведенный до крайности абсурд, способный не только развеселить, но и заставить задуматься о ценности того малого, что имеешь, «Похожий человек» предлагает осознать один простой факт: жизнь — крайне бессмысленное и к тому же скоротечное занятие, полное не то тоски, не то уныния.
Пьеса «Свидетельские показания» представляет собой цепочку монологов, в которых безымянные герои, давая показания о самоубийце, фактически рассказывали о себе. Там, где девушка погибшего, продавщица в книжном и неудавшаяся писательница, видела в своем благоверном горе-романиста, который сочинял-то хорошо, но никак не мог закончить свою книгу, начальник лишь подмечал, что парень ответственный и свою работу выполнял, но больно уж был странный: за карьерой не гонялся, инициативу не проявлял, за свою жизнь сменил множество работ и к тому же еще разъезжал на крутой машине, на которую никак нельзя было накопить с зарплаты рядового менеджера. Режиссер кропотливо перенес все эти разговоры на экран, взяв в фильм крайне талантливых актеров — Виктория Исакова («Жги!», «Нежность»), Максим Виторган («День выборов», «О чем говорят мужчины»), Ольга Лапшина («Казнь», «Оторви и выбрось») и многие другие, — которым достались роли хоть и небольшие, но каждая по-своему примечательная.
Однако «Похожий человек» — это не просто череда сменяющих друг друга допросов. Семен Серзин выстроил целый мир в пространстве своего фильма, что особенно видно в тех эпизодах, которых не было в оригинальном произведении. Там следователь не общается с очередным свидетелем, а исследует пространство вокруг себя. И этот мир можно охарактеризовать двумя словами — «кафкианский кошмар».
Создатели ленты показывают мир одиночества, где люди живут и работают рядом друг с другом по несколько лет, но когда представляется возможность как-то охарактеризовать ближнего своего, то практически каждый, даже что-то вспомнив, тем не менее выдает дежурную фразу: «Я ничего не могу о нем сказать».
Большая находка режиссера в том, что он сделал следователя полноценным персонажем (и даже сам его сыграл), тогда как в первоисточнике служителя закона фактически не было, точнее он выполнял функцию второго беседующего.
Главный герой, пытаясь распутать дело, все больше погружается в личность предполагаемого самоубийцы, и это начинает сводить его с ума. Макабрические образы людей, разбившихся насмерть, странные знаки, которые рисовал погибший, и загадочные сны, где смешалось реальное и фантастическое, — через многое предстоит пройти сыщику, чтобы в конце осознать… насколько все это не имеет смысла. Какая разница, произошло убийство или самоубийство, если весь мир давно пожрала тотальная скука, что подчеркивается даже цветовым решением картины — черно-белая палитра усиливает ощущение серости и монотонности всего окружающего, а от типовых многоэтажек и проливных дождей так и веет русской хтонью.
«Человек из Подольска» показывал, что даже в самом заурядном может быть что-то очаровательное и притягательное, а потому как обыкновенный участок превращался в удивительное место, где полицейские среди грядок с огурцами и бассейном устраивали танцы для развития мозга, так и Подольск оказывался ничем не хуже Амстердама.
«Похожий человек» показывает иной мир, где люди оказываются в плену у заурядной жизни и презрения к ней.