После событий начала 2022 года Япония одной из первых ввела в отношении России санкции. Они коснулись многих сфер жизни, в том числе и автомобильного рынка.
Общее положение дел
Первоначально японские санкции не сильно повлияли на поставку автомобилей. Машины продолжали поступать с рынка «Страны восходящего солнца» с небольшими ограничениями. Ситуация сильно изменилась в августе 2023 года, когда власти расширили пакет санкций против РФ.
После этого под запрет попали все авто из Японии объем двигателя которых превышал 1,9 л. Ограничение на поставку коснулось и электрокаров, а также машин с гибридной силовой установкой (которые как раз только начинали набирать популярность на российских дорогах). Вот это уже сильно ударило по автомобильному рынку. Прямые поставки машин из Японии практически прекратились.
Как сегодня обстоят дела на автомобильном рынке
Конечно, санкционные авто из Японии никуда не исчезли с российского авторынка. Правда теперь на их доставку приходится тратить больше времени. Еще когда Япония только начала вводить первые ограничения на экспорт товаров, поставщики стали задумываться, как их можно обойти.
Предлагались различные варианты, начиная от «полулегальных», заканчивая «откровенно контрабандными». Поставщики подделывали документы, заставляли капитанов судов, следующих с грузом из Японии «сбиваться с курса» и прибывать в российские порты. И это лишь самые «безобидные» схемы.
Однако быстро стало понятно, что такие способы не могут принести прибыль. Слишком опасными они были. Тогда поставщики решили обратить внимание на более легальные схемы.
Сейчас доставка автомобилей из Японии осуществляется в основном через третьи страны. Для этого российским автолюбителям приходится пользоваться услугами компаний-посредников. Сотрудничество с ними в основном осуществляется по следующей схеме:
- Человек обращается в компанию и описывает характеристики автомобиля, который он хочет приобрести (т.е. говорит марку, мощность двигателя, цвет и пр.).
- Представители компании на основе полученных данных ищут подходящую машину на японском рынке (чаще всего это делается через автоаукционы).
- Заказчик рассматривает найденные лоты и выбирает приоритетный вариант.
- После этого один из работников компании отправляется в Японию, где от своего лица заключает сделку с продавцом.
- Затем машина отправляется в третью страну (т.е. в то государство, с которым у Японии установлены нормальные дипломатические отношения).
- Отсюда авто доставляют в Россию.
Сотрудники компании самостоятельно проводят процедуру таможенной очистки и улаживают другие формальности. В результате клиент получает полностью готовый к эксплуатации на российских дорогах автомобиль. Человеку остается лишь внести оставшуюся часть стоимости заказа и оформить машину в ГИБДД. После этого он может начинать ей пользоваться.
Сегодня это один из немногих легальных способов доставки японских автомобилей в Россию.