Так случилось, что знаменательную дату — 150-летие старейшего научно-технического музея нашей страны, под которую десять лет назад была затеяна масштабная реконструкция, коллектив Политеха и его коллекция встретили в чужих и приспособленных помещениях. Общестроительные и реставрационные работы в историческом здании на Новой площади изначально планировали завершить в 2017 году, однако под предлогом технологических сложностей и по другим причинам срок неоднократно отодвигали. И все это время уникальное собрание в 200 тысяч предметов и механизмов, по которым, как утверждают ревнители музея, «можно проследить эволюцию и прогресс человеческой мысли» в большинстве своем оставалось не доступным для посетителей.
В письме, которое сегодня публикует «Российская газета», отражено не отдельно взятое мнение, а позиция многих неравнодушных профессионалов из российского общества «Знание».
Рубежная дата в истории Политехнического музея, о которой заговорили давно и намеревались достойно отметить, прошла малозаметно и тихо, а кто-то и вовсе не обратил на нее внимания. Причина на поверхности. Один из старейших технических музеев в мире встретил свой юбилей с закрытым для доступа посетителей зданием, смутными перспективами завершения его реконструкции, отсутствием ясности по поводу места и сроков строительства современного фондохранилища и общего понимания, что же хотим получить в результате.
В такой ситуации просто нельзя не напомнить, как и с чего начиналась полуторавековая история того, что для краткости называют Политехом.
В среде российской научно-технической интеллигенции идея о необходимости такого музея сформировалась в шестидесятые годы XIX века, в весьма значимое для России время. Страна переживала эпоху реформ Александра II. Формировался фундамент отечественного капитализма, требовались новые технические знания, технологии и идеи.
Инициатива создания Политехнического музея исходила от российских ученых-просветителей — членов Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии (ОЛЕАиЭ). Это были истинные патриоты своей страны, которые радели о ее техническом и научном могуществе, просвещении населения и создании передовой промышленности.
И что очень важно, предложение об организации научного, образовательного и просветительного центра, распространяющего знания, опыт, позволяющего публично обсуждать новые идеи и формировать общественное мнение, была поддержана научной интеллигенцией, правительством России, Московской общей Думой, членами Императорской семьи, представителями деловых кругов страны.
В рамках празднования 200-летия Петра I было решено открыть в Москве Всероссийскую Политехническую выставку, павильоны которой располагались у стен Кремля. Выставка была открыта 30 мая 1872 ггода, и за несколько месяцев работы ее посетило более 700 тысяч человек. А уже 23 сентября того же года Высочайшим повелением императора Александра II был учрежден Комитет для устройства в Москве Музея прикладных знаний и управления им.
Профиль нового музея был определен как техническо-промышленный. Цели — содействовать «распространению сведений между недостаточно образованными классами» и «вообще развитию технических знаний».
После закрытия Политехнической выставки большую часть ее экспонатов перевезли в помещение на Пречистенке, и 12 декабря 1872 года (по новому стилю) Политехнический музей впервые открыл свои двери для посетителей. В 1874 году на Новой площади началось строительство здания для музея, которое в три этапа завершилось в 1907-м.
Своим рождением музей обязан просветителям — членам Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии
Музей пользовался огромной популярностью среди населения. Технические достижения изменяли мировоззрение и влияли на социальные процессы: люди, не знавшие грамоты, не умевшие писать, узнавали здесь о поистине революционных изобретениях. В конце XIX — первом десятилетии XX веков Политехнический музей фактически становится главным научным, культурным и образовательным центром России. Успех научной и просветительской деятельности музея в значительной степени был обеспечен участием в его работе таких корифеев науки, как П.Н. Лебедев, К.А. Тимирязев, Н.Е. Жуковский, А.Г. Столетов. Золотыми страницами в историю музея вошли лекции Н.А. Умова и П.П. Лазарева по физике, Ф.А. Бредихина — по астрономии, С.А. Чаплыгина — по прикладной математике и механике, И.А. Каблукова — по химии, Д.Н. Прянишникова — по сельскому хозяйству.
В музее организовывались курсы для учителей, которых знакомили с новыми методами преподавания. Для ремесленников устраивались курсы по изучению новых инструментов и технологий. Слушателей привозили из самых удаленных уголков империи.
А в 1947-м Политехнический музей был передан в ведение Всесоюзного общества «Знание», и на его базе была развернута широкая просветительская деятельность, отражающая задачи научно-технического развития страны, в том числе освоение космоса.
Особенностью Политехнического всегда было то, что в нем размещались не только экспозиции, но и велась большая научно-просветительская, профориентационная работа. Здесь же устраивали политехнические чтения, посвященные юбилеям ученых, конференции и семинары по истории науки и техники.
Большая аудитория Политехнического музея на тысячу мест, открытая для посещения в 1907 году, заслужила оценку одной из лучших аудиторий Москвы и завоевала особые позиции в научной, общественной и культурной жизни нашей столицы.
В ее стенах читали лекции и демонстрировали опыты известные ученые; обсуждались различные научные проблемы, проблемы общественной жизни; в двадцатые и шестидесятые годы Большая аудитория стала настоящей политической трибуной Москвы. Здесь проходили литературные вечера, диспуты, дискуссии. Среди активных участников: А. Блок, В. Брюсов, В. Маяковский, С. Есенин, В. Катаев, И. Сельвинский, Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Б. Ахмадулина.
Иными словами, вся история Политехнического музея, неразрывно связанная с историей страны, указывает на необходимость сохранения его важной просветительской роли в области науки и техники с учетом современных реалий. А для этого должна быть создана современная экспозиция, сохранено уникальное фондовое собрание и обеспечено дальнейшее его пополнение.
Однако за те без малого десять лет, что миновали с момента закрытия главного исторического здания, вопросы его реконструкции и преобразования не решены. Скажу больше: в приказе Министерства культуры РФ от 28.04.2011 г. N 417 «Об утверждении и реализации концепции музея науки на базе Политехнического музея» речь фактически шла о создании под предлогом реконструкции совершенно другого музея вместо Политехнического. Не отрицая в принципе целесообразность создания музеев науки в нашей стране, хочется понять, зачем для этого надо уничтожать Политехнический музей с его историей и особой культурно-просветительской нишей? Однако в профессиональном сообществе этот вопрос даже не обсуждался.
И к чему же пришли спустя десять лет после начала реконструкции? Имеем в центре Москвы красивейшее здание, построенное нашими предками специально для музея, а завершение ремонтно-строительных и прочих работ в очередной раз перенесено — теперь уже на 2025 год. И это, скорее всего, не предел. Нет ясного понимания, что же будет внутри. И отсутствуют вовсе, даже в проекте, предложения и сроки строительства современного фондохранилища, из-за чего в большой степени и затевалась реконструкция.
Даже если историческое здание музея смогут ввести в эксплуатацию в ближайшие годы, где будут размещаться и изучаться фонды, как их пополнять? Это серьезнейшая проблема, от решения которой зависит сохранность и будущая судьба уникальных объектов исторического наследия в области науки и техники.
Какую траекторию развития для Политехнического музея видят люди, профессионально связанные с этим делом, и я в том числе?
Сегодня, как мне представляется, в России нарастает потребность в широкой сети Научно-технических просветительских центров — для углубления технических знаний и профориентации учащихся, для расширения технического кругозора специалистов, повышения уровня их профессиональных знаний, переобучения, освоения прикладных знаний в смежных областях. Ядром и методической базой такой сети как раз и мог бы стать обновленный Политехнический музей с его богатым фондовым собранием, архивом и уникальной Политехнической библиотекой. При этом сам музей должен сохранить статус головного научно-технического музея нашей страны.
3,5 миллиона книг и журналов, изданных на русском и других языках в XVI-XXI столетиях, насчитывает Политехническая библиотека
Структурно Научно-технический просветительский центр мог бы состоять из подразделений разного назначения. Это, разумеется, и технический музей с интерактивным технопарком на открытой территории. И театр занимательной науки (физические и технические шоу). И, конечно, научный лекторий.
А еще — лабораторный комплекс с набором учебных практикумов, аланетарий, передвижной лекционно-демонстрационный комплекс, компьютерный центр. В той же структуре — центр мониторинга и экспертизы научных идей, молодежный научно-исследовательский комплекс, комплекс технического конструирования и дизайна, тематические производственные мастерские, справочно-информационный комплекс.
Такой центр мог бы получить статус федерального, а его научно-просветительская и профориентационная деятельность обеспечивалась бы силами общества «Знание», Российской академии наук, высшими учебными заведениями, заинтересованными предприятиями.
От редакции
Рассматриваем эту публикацию как прилашение к диалогу — и для наших читалей, и для новой команды Политехнического музея во главе с генеральным директором Еленой Проничевой. Надеемся получить ответы на волнующие многих вопросы: что изменится и уже изменилось внутри Политеха? на какой стадии подготовка новой экспозиции? от чего сейчас зависят общие сроки реконструкции и когда историческое здание музея вновь примет посетителей?
Владимир Витвицкий, Заслуженный работник культуры РФ, Москва
Как это было
Пять вечеров в Большой аудитории
Из воспоминаний Булата Окуджавы: «Съемки шли пять вечеров подряд по восемь часов. Была установлена аппаратура, которую, однако, никто не замечал. Продавали билеты, публика была разная, а программа одна и та же. Сколько же было народу! Поэты читали самые острые стихи, сегодня ничего в них острого нет, прямо скажу, но тогда… Что-то такое бушевало, такое было общее горение. Кто-то выходил и говорил: «Будем честными!» — и раздавались овации. Это был какой-то переворот в душах…»
О чем спорили со сцены в Политехническом
физики и лирики, а набитый до отказа зал тем
и другим яростно аплодировал? В чем феномен Большой аудитории времен «оттепели»?
Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Римма Казакова, Булат Окуджава, Роберт Рождественский и атмосфера 1962 года в фильме Марлена Хуциева «Мне двадцать лет» — по этому QR-коду.