Королева триллера: Джоди Фостер исполнилось 60 лет

19 ноября голливудской актрисе Джоди Фостер исполняется 60 лет. За свою карьеру она снялась в главных ролях у множества именитых режиссеров, поработала со звездами первой лиги, и сама начала снимать кино. В день рождения актрисы мы вспоминаем пять известных триллеров, сделавших ее королевой жанра.

«Таксист», 1976

Мартин Скорсезе («Волк с Уолл-стрит», «Остров проклятых», «Банды Нью-Йорка») снял остросоциальный фильм о ветеране Вьетнама (Роберт де Ниро), страдающего бессонницей, нехваткой денег, злоупотреблением алкоголя и депрессией. Он решает подрабатывать в такси, все больше сходя с ума от одиночества.

«Тусклый свет слепых фонарей, скелеты фабричных труб, задыхающихся в собственном дыму. Вавилонские башни небоскребов, все это — ад Нового времени, Нью-Йорк», — так авторы описывают картину. Ультранасилие здесь перемешено с отвращением к прогнившему социуму, погрязшему в сиюминутных пороках. Джоди Фостер играет 12-летнюю девочку-проститутку Айрис, сбежавшую от сутенера. Трэвис (таксист) пытается ее спасти, но Айрис уверена, что сутенер влюблен в нее, поэтому она хочет к нему вернуться.

«Таксист» заложил основы неонуарной эстетики. Именно он повлиял на создание «Бегущего по лезвию» Ридли Скотта, «Семи» и «Бойцовского клуба» Дэвида Финчера, «Джокера» Тодда Филлипса.

«Молчание ягнят», 1991

Лента Джонатана Демми («Филадельфия») получила пять Оскаров и была номинирована еще на два. Она собрала более 272 миллионов долларов в прокате. Кроме того, Джоди Фостер сыграла сильного женского персонажа-сотрудника правоохранительных органов, что было новшеством для 1991 года. Джоди Фостер получила «Оскар» за лучшую женскую роль.

«Молчание ягнят» рассказывает историю о Кларисе Старлинг (Джоди Фостер), лучшей ученице полицейской академии, мечтающей построить карьеру федерального агента. Ей предлагают расследовать дело маньяка, Буффало Била. Почерк Била отличается чрезмерной жестокостью: он снимает кожу с жертв, а в рот кладет куколку мотылька. Чтобы разобраться в этом запутанном деле, Клариса обращается к особо опасному заключенному, Ганнибалу Лектору. Ранее преступник был психологом, поэтому он с легкостью читает людей. Но какова будет плата за такую помощь?

«Я немного боялась его (Энтони Хопкинса) во время съемок. Он всегда был за решеткой, а я — по другую сторону, так что нам не удавалось разговаривать вне съемок. Из-за этого между нами возникало сильное напряжение», — вспоминает Джоди Фостер. Напряжение, о котором говорит актриса, передаётся и зрителям: заставляет верить в историю и чувствовать мурашки от леденящего взгляда Ганнибала Лектора. Несмотря на то, что фильму исполнился 31 год, он ничуть не устарел и смотрится на одном дыхании.

«Контакт», 1997

Фильм Роберта Земекиса («Форрест Гамп», трилогия «Назад в будущее») повествует об ученом Элли Эрроуэей (Джоди Фостер), которая пытается поймать сигналы других цивилизаций. Она много лет исследует радиодиапазоны, но ничего не находит. Проект Элли пытаются закрыть за ненадобностью, как вдруг в ее жизни появляется эксцентричный миллионер Хэдден. Он соглашается профинансировать проект, и как по мановению волшебной палочки Элли улавливает долгожданный сигнал из космоса. Подозрительно? Кто ей поверит?

Читать также:
Бонбоньерки или кугели? Как выглядели "Елки нашего детства"

Лента размышляет об истинных ученых и коммерческой составляющей. Если сегодня откроют кротовую нору, находящуюся недалеко от нашей планеты, дадут ли ученым деньги, чтобы ее исследовать? Поверят ли им простые люди? Как религия отнесется к подобному открытию? Эти вопросы все еще витают в воздухе.

«Комната страха», 2002

И снова картина Дэвида Финчера («Семь», «Бойцовский клуб», «Исчезнувшая») атмосферная и мрачная, похожая по духу на фильмы Хичкока. Здесь собран известный каст: Джоди Фостер, Кристен Стюарт, Форест Уитакер, Джаред Лето. Критики писали о фильме, что в нем «есть моменты, когда хочется прокричать в экран советы». Финчера окрестили «виртуозом воздействия на зрителей, мастером психологической игры», а Фостер — «зачаровывающей актрисой, обладающей качествами упрямого сообразительно драчуна».

Мэг Олтман (Джоди Фостер) переезжает вместе с дочерью Сарой (Кристен Стюарт) в новый престижный дом, расположенный в элитном районе Нью-Йорка. Дочь Мэг больна инсулинозависимой формой диабета. Когда риелтор показывал им дом, Мэг заметила несоответствие: заявленные пропорции коридора отличались от настоящих. Оказалось, что за стеной спрятана «комната страха» на случай, если бандиты вломятся в дом. В первую же ночь преступники проникают в жилище в поисках сейфа. Мэг и Сара прячутся в потайной комнате, но они забывают взять шприцы с инсулином…

«Резня», 2011

Фильм Романа Полански («Пианист», «Ребенок Розмари») с Джоди Фостер, Кейт Уинслет, Кристофом Вальцем и Джоном Си Райли в главных ролях — обыгрывание пьесы Ясмины Реза «Бог резни». Две молодые пары собираются, чтобы обсудить конфликт, произошедший между их детьми (произошла банальная драка). Цивилизованный разговор постепенно переходит в перебранку. Спорящие не выбирают выражений. Проблемы в браке, недопонимании между родителями и детьми — все выходит наружу.

В какой-то момент речь заходит о хомяке, которого случайно выбросили на улицу. Пары начинают скандалить друг с другом, от чего пробуждается древний Бог Резни. А жив ли хомяк? Вот в чем вопрос…

Джоди Фостер получила «Золотой глобус» за лучшую женскую роль. «Меня в этой истории захватило то, какими разными могут быть люди, как они взаимодействуют друг с другом, как сводят друг друга с ума, как пытаются друг друга уколоть. Наши представления о морали логичны и конструктивны, а сами мы довольно примитивны. В чем-то мы просто чудовища, и если бы мы чувствовали хотя бы немного ответственности, то, возможно, стали бы лучше», — рассказала Фостер.

В основном, героини Джоди Фостер — сильные женщины, борющиеся либо со злом, либо с обществом. Она разрушила множество стереотипов, касающихся женских персонажей и стала настоящей королевой триллера. «Мне нравится играть сильных, я считаю, это правильно. Такие фильмы могут изменить стереотипный взгляд на женщину. Таков, если хотите, мой гражданский выбор: я считаю, что нужно менять мнение общества о месте женщины», — говорит актриса.