Валерий Гергиев обеспечит москвичам новогоднее настроение, Светлана Захарова и Вадим Репин исполнят па де де на пальцах и для пальцев, Московский Зимний музыкальный фестиваль устроит именины сердца, Денис Мацуев отдаст должное классике и джазу, Персимфанс расскажет о Рождестве с точки зрения Востока и Запада, а «Виртуозы Москвы» помогут глубже прочувствовать сам его дух.
Кто играет: Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, солисты Сергей Семишкур, Мария Баянкина, Антонина Весенина, Владислав Куприянов, Евгений Чернядьев, Денис Беганский, Екатерина Сергеева, Дмитрий Колеушко.
Что играет: И. Штраус — «Летучая мышь».
Почему идти: Премьера «Летучей мыши» Штрауса в Вене была столь оглушительной, что, по уверению репортеров, «в партере можно было заработать морскую болезнь — из-за покачиваний публики в такт волшебным звукам». С тех пор этот спектакль не сходит со сцен лучших театров мира. Под Новый год специально для московских меломанов оперетту «Короля вальса» дважды исполнят в зале «Зарядье» оркестр, хор и солисты Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Это будет задорное, как брызги шампанского, действо в неповторимом мариинском стиле — с русским текстом Николая Эрдмана и Михаила Вольпина, которые перевели либретто, написав остроумные диалоги и добавив некоторые подробности. Спектакль, где артисты говорят и поют по-русски, не только станет ближе и понятнее зрителям, но и даст простор для творческой импровизации. А главное — зарядит всех тем новогодним настроением, на которое горазды и сама оперетта «Летучая мышь», и неутомимый маэстро Гергиев.
Где, когда, сколько: Концертный зал «Зарядье»; 25 декабря (начало 14. 00 и 19.00); 3 500 — 10 000 руб.
Кто играет: Московский государственный симфонический оркестр (дирижер Иван Рудин), солисты Анастасия Белукова, Полина Шамаева, Шота Чибиров, Станислав Ли. Специальный гость — «Терем-квартет».
Что играет: Произведения П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, А. Лядова, А. Бородина, М. Мусоргского.
Почему идти: Первый Московский зимний музыкальный фестиваль — именины сердца для всех, которому «дым отечества сладок и приятен». Основной темой фестиваля станут сказки, сюжет которых лежит в основе многих музыкальных шедевров. На торжественном открытии прозвучат арии из опер Римского-Корсакова «Снегурочка», «Садко» и «Сказка о царе Салтане», музыка из самого «зимнего» балета «Щелкунчик» Чайковского и тому подобные произведения. Мир музыкальных образов, нанизанных на сказочные сюжеты, предстанет в интерпретации МГСО под руководством Ивана Рудина немного наивным, трогательным и в то же время духоподъемным. Зимний музыкальный фестиваль продлится до 31 января. «Сказочную» линию в его программе дополнят барокко и джаз, музыкально-литературные композиции, семейные концерты, премьеры новых сочинений — свыше двух десятков мероприятий. Отдельным событием станет уникальное оформление «Зарядья», которое зрители впервые увидят на открытии фестиваля в Большом зале и которое распространится потом на все здание.
Где, когда, сколько: Концертный зал «Зарядье»; 20 декабря; 600 — 3 000 руб.
Кто играет: Светлана Захарова, Вадим Репин, Артемий Беляков, Михаил Лобухин, Денис Савин, Вячеслав Лопатин, Денис Родькин, Камерный оркестр Большого театра.
Что играет: А. Глазунов — Адажио из балета «Раймонда», Н. Паганини — Венецианский карнавал, П. Чайковский — Калифорнийский мак, К. Сен-Санс — Интродукция и рондо-каприччиозо, Г. Ф. Гендель — Progetto, И. Фролов — Дивертисмент для двух скрипок и оркестра, Б. Моретти — Караваджо, П. Сарасате — «Цыганские напевы», К. Сен-Санс — «Умирающий лебедь», Ж. Массне — «Размышление», А. Баццини — Фантастическое скерцо, «Хоровод духов».
Почему идти: Вместе в жизни, вместе на сцене — лейтмотив этого вечера. Светлана Захарова и Вадим Репин еще раз покажут ставший сенсацией совместный проект «Па де де на пальцах и для пальцев». Прима-балерина Большого театра и выдающийся скрипач давно мечтали сделать программу, где скрипка играла бы важнейшую роль в раскрытии балетных образов. И вот мечта сбылась: выразительные номера, в которых музыка и движение неразрывно связаны между собой, где нашлось место и захватывающей драме, и искрометному юмору, и трепетной любви. Специально для этого вечера Захарова и Репин подготовили мировую премьеру миниатюры «Калифорнийский мак» — оммаж знаменитому номеру Анны Павловой на музыку Чайковского.
Где, когда, сколько: Концертный зал им. Чайковского; 22 декабря; 7 900 — 13 100 руб.
Кто играет: Денис Мацуев, Борислав Струлев, Андрей Иванов, Александр Зингер, Екатерина Мочалова, Софья Тюрина, Александр Рублев.
Что играет: Традиционный джаз и джазовые импровизации на классические темы
Почему идти: Джаз — один из любимейших жанров Дениса Мацуева (кстати, в его семье все обожали виртуоза черно-белых клавиш Оскара Питерсона). Его и в классическом репертуаре отличают драйв, яркость и живость ума. А уж импровизируя, Мацуев умеет, как говорится «отрываться по полной». Огня добавят друзья-джазмены (и не совсем джазмены), среди которых стоит особо отметить уникального виолончелиста Борислава Струлева. Ожидается уже аншлаг — как это всегда бывает на концертах Мацуева «И классика, и джаз». И — тоже как всегда — бурные, продолжительные аплодисменты.
Где, когда, сколько: Концертный зал им. Чайковского; 27 декабря; 5 000 — 15 000 руб.
Кто играет: Персимфанс (Первый симфонический ансамбль), Андрей Котов, участники ансамбля «Сирин» и другие.
Что играет: Древнерусские рождественские песнопения, Г. Шютц — «История Рождества».
Почему идти: Новый проект Персимфанса вдохновлен идеей объединения на территории искусства вопреки границам конфессий, эстетических ориентиров и музыкальных стилей. Самый небанальный симфонический коллектив России сопоставляет в нем древнерусские рождественские песнопения и шедевр западноевропейского барокко — «История Рождества» Г. Шютца. «Старинная музыка русского православия ничем не уступает лютеранской и католической», — говорит один из идеологов проекта Григорий Кротенко. — Но места на современной концертной сцене, сравнимого с ораториями Баха, Генделя, она не занимает». Справедливость будет восстановлена Персимфансом и Андреем Котовым, руководителем ансамбль духовной музыки «Сирин», который выступит в роли Евангелиста. Истории Рождества, рассказанные с точки зрения Востока и Запада, обещают войти в число самых значимых событий сезона.
Где, когда, сколько: Концертный зал им. Чайковского; 20 декабря; 500 — 1 200 руб.
Кто играет: Константин Емельянов, Ева Геворгян.
Что играет: П. Чайковский — «Времена года», «Думка», «Размышление», «18 пьес для фортепиано», «Сентиментальный вальс», П. Чайковский — М. Плетнёв — Концертная сюита из балета «Щелкунчик».
Почему идти: Лауреата XVI конкурса имени П.И. Чайковского Константина Емельянова называют «тихой суперзвездой»: в нем нет модной сегодня агрессивности, но оторваться от игры молодого пианиста невозможно. Его дебютный альбом с музыкой Чайковского, изданный год назад фирмой «Мелодия», поразил критиков интеллектуальностью и одновременно чувственностью. Концерт «Чайковский-гала» интересен еще и тем, что участие в нем примет Ева Геворгян — еще одна российская пианистка, стремительно завоевывающая популярность у публики и признание в профессиональном сообществе («Открытие года» по версии International Classical Music Award).
Где, когда, сколько: КЗ «Филармония-2»; 23 декабря; 400 — 1 000 руб.
Кто играет: Симфонический оркестр Саратовской филармонии (дирижер Ариф Дадашев).
Что играет: И. Штраус — увертюра к оперетте «Летучая мышь», вальсы «Там, где цветут лимоны», «Сказки Венского леса», «На прекрасном голубом Дунае», марш Радецкого, П. Чайковский — Фрагменты музыки балетов «Щелкунчик» и «Лебединое озеро «.
Почему идти: Один из старейших симфонических коллективов России (недавно ему исполнилось 85 лет) представит в Москве программу, где роскошь оркестровых красок, изобретательность и остроумие произведений «Короля вальса» соседствуют с упоительными мелодиями из балетов Главного русского композитора. Тот самый случай, когда концерт классической музыки обрадует и избалованного меломана и новичка, впервые переступающего порог Большого зала Консерватории.
Где, когда, сколько: Большой зал консерватории; 22 декабря; 1 200 — 4 000 руб.
Кто играет: Филипп Копачевский.
Что играет: Ф. Шопен — Две прелюдии, Пять мазурок, Скерцо № 2, Полонез ля мажор, Колыбельная ре-бемоль мажор, Э. Григ — Пять лирических пьес, Э. Григ — Г. Гинзбург — Сюита № 1 из музыки к пьесе Г. Ибсена «Пер Гюнт».
Почему идти: «Его рояль поет — это очень редкое сегодня качество, характерное для романтического мироощущения», — так отзываются о пианисте Филиппе Копачевском в музыкальном сообществе. Лауреат престижных международных конкурсов (в частности, обладатель специального приза XVI конкурса им. Чайковского), молодой музыкант наследует лучшим традициям русского романтического пианизма. Лирика Шопена и Грига, представленная в программе сольного концерта Филиппа, прекрасно рифмуется с манерой его игры. Есть основания полагать, что он не упустит ни одного из изумительных по своей красоте и эффектности аккордов — к вящей радости публики.
Где, когда, сколько: Большой зал консерватории; 21 декабря; 500 — 1 800 руб.
Кто играет: Камерный оркестр «Виртуозы Москвы» (дирижер Джереми Уолкер), вокальный ансамбль Intrada, солисты Диляра Идрисова, Полина Шамаева, Михаил Нор, Игорь Подоплелов.
Что играет: И.С. Бах — «Рождественская оратория».
Почему идти: «Рождественская оратория» — одна из вершин творчества Баха — объединяет кантаты, сочиненные лейпцигским кантором в разное время. Сложность оркестровки, монументальность хоровых партий и головокружительные сольные пассажи требуют высочайшего мастерства и тонкого исполнительского вкуса. Оркестр «Виртуозы Москвы», вокальный ансамбль Intrada и команда солистов полностью отвечают этим требованиям. А видеоинсталляция полотен великих мастеров, написанных на рождественские сюжеты, помогут еще глубже прочувствовать дух праздника.
Где, когда, сколько: Концертный зал «Зарядье»; 21 декабря; 900 — 3 000 руб.
Кто играет: Российский национальный оркестр (дирижер Константин Хватынец), солист В. Руденко.
Что играет: В. А. Моцарт — Увертюра из оперы «Свадьба Фигаро», Л. ван Бетховен — Концерт №3 для фортепиано с оркестром, И. Брамс — Симфония №4.
Почему идти: Вечер откроет столь же великолепная, как и сама опера, увертюра к «Свадьбе Фигаро» Моцарта. Затем концерт №3 для фортепиано с оркестром Бетховена — страстный и мужественный, полный героико-трагических образов героики. И, наконец, покоряющая своим величием Симфония Брамса №4 с ее знаменитым финалом, перебрасывающим мост барокко к музыке прошлого столетия. Российский национальный оркестр, включенный журналом Gramophone в двадцатку лучших симфонических коллективов мира, донесет до публики эти шедевры с помощью Вадима Руденко, мастера тщательной выделки пианистических «мелочей».
Где, когда, сколько: Концертный зал «Зарядье»; 24 декабря; 800 — 3 500 руб.