На ВДНХ открыли первый в России интерактивный Музей лошади и Конный театр

Я иду по тропическому лесу, никого не трогаю, и вдруг… На меня несется, ломая ветки, чудное существо: лошадь размером с собаку! Строго говоря, оно не на меня бежит, а удирает от хищной птицы. И смех и грех, но все настолько реалистично, что думаешь, как бы не угодить под копыта.

Когда лошади были маленькими

«Это не лошадь, а эогиппус, — с ироничной улыбкой поясняет гендиректор Кремлевской школы верховой езды Борис Петров. — Предок лошади, они обитали на планете 50 млн лет назад. Копыт у них, кстати, нет: между пальцами мягкая подушка, как на лапе собаки. Просто надобность в копытах тогда отсутствовала. Бегали по болотистой местности, стараясь не покидать тропических лесов. На открытом пространстве им носиться было опасно, доисторическая лошадка была небольшой, в холке всего от 30 до 60 см».

Как я из морозной и изрядно обледеневшей Москвы забрел в тропики, да еще и углубился на 50 млн лет назад?

Да легко! Теперь, с 28 декабря, каждый так может. Гуляя по ВДНХ, держите курс на Центр национальных конных традиций. Ориентир — Площадь промышленности, на ней гагаринская ракета «Восток», самолеты и вертолет. От авиационно-космических раритетов — вправо, проходите деревянный «Аурус» спецслужб, и вот вы почти на месте.

Сразу за конными манежами в историческом павильоне N 42 открыли необычную экспозицию: первый в России интерактивный Музей лошади. Там же выступает и Конный театр Кремлевской школы верховой езды.

«Еще одна жемчужина скатилась на нашу ниточку драгоценностей, — не поскупился на эмоции заместитель генерального директора ВДНХ Алексей Горбунов. — Музей лошади и Конный театр — интереснейшая точка притяжения на нашей территории. Делаем всем москвичам и приезжим замечательный подарок. Приходите, смотрите на то, кем была лошадка раньше и кем она стала сейчас».

Насмотрелся — и в седло

В историю древних лошадей, от возникновения до одомашнивания, погружают в первом зале музея. А всего их восемь: рассказывают и показывают ремесло шорника, коваля (кузнеца) и ветеринара. Узнаете, что на Земле 300 пород лошадей, но всего три чистокровные: арабская, ахалтекинская и английская. Как они выглядят, можно посмотреть через проекционное Touch-стекло. Или вот, видео: на экранах проекция лошади. Далее поэтапно изучаем занимательные факты из строения тела и скелета: как лошадь дышит, с какой стороны видит и как ее копыта влияют на кровеносную систему.

В игровой форме, используя технологии дополненной реальности, устроители музея плавно подводят к мысли: лошадьми можно и нужно не только любоваться. Можно стать частью их прекрасного мира.

В номинациях «доступность» и «удобство для публики» новый музей — на первом месте в мире

«Каждый человек, вошедший в эти двери, может найти себе по душе занятие, связанное с конным спортом или лошадьми в целом, — говорит советник президента Федерации конного спорта России Максим Кретов. — Для федерации важно, что человек, попавший в этот интерактивный музей, прослушав лекции, сможет увидеть манеж, где проходят крупнейшие конные события, которые мы создали вместе с Кремлевской школой верховой езды».

Читать также:
"Нам нужно возделывать наш сад". Гендиректор Эрмитажа Михаил Пиотровский - о фразе Жозепа Борреля про сад и джунгли

Скажи изюм

Музеи лошадей, конечно, в мире есть, и немало. Только до них сложно добираться. Во Франции, чтобы насладиться Musee vivant du Cheval et de Poney (Музеем живых лошадей и пони), нужно отъехать на 40 км от Парижа. Он в Шантийи, в конюшнях принца Конде, с датой образования 1719 года, хотя сам музей там с 1982 года. Есть еще Musee du Cheval (Музей лошади) в Сомюре, но это еще дальше от столицы. Сомюр — провинциальный город на западе Франции. В Китае создан фантастический музей коневодства «Хэйлан»: сказочный дворец из мрамора. Он в городе Цзянъинь, это больше 100 км от Шанхая. И, наконец, самый большой в мире International Museum of the Horse (Международный музей лошади) — в США. Он вообще вдали от мегаполисов — в Кентукки.

Сравните: в первый в России интерактивный Музей лошади посетители добираются на метро.

Конечно, пока рано говорить о том, на какое место в профессиональном рейтинге подобных выставок мы претендуем. Но сверхудобное для зрителя расположение — важный фактор. По крайней мере, в номинациях «доступность» и «удобство для публики» мы определенно застолбили первое место в мире. А еще вишенка на торте: выступления Конного театра. В репертуаре — музыкальные костюмированные шоу с использованием постановочного света и современных видеомэппинг-технологий.

На открытии выступили члены команды Кремлевской школы верховой езды — семейный дуэт Аиды Гаджимирзаевой и Вадима Колодочкина. Как отмечают организаторы, только они исполняют элемент «Свободная лошадь «на скакалке», а также номер, во время которого пара лошадей синхронно выполняет пируэты на задних ногах.

Дамы приглашают

«Когда умрет последний конь — мир рухнет, потому что самые лучшие люди — это кони». Василий Шукшин.

Фотография с этими словами в музее на видном месте. Но мир определенно не рухнет. Потихоньку кони возвращаются в наш мир. Как отмечает гендиректор Борис Петров, на манеже будут выступать не только профессиональные всадники и артисты, но и заниматься дети. «И каждая девочка, которая придет на этот манеж, должна чувствовать себя принцессой цирка, и в ней должно быть то вдохновение, которое позволит ей создать свое будущее».

Пацанам путь в наездники тоже не заказан. Но сейчас тенденция: принцессы все больше доминируют в конном спорте. Впрочем, лошади любят всех детей — и принцев, и принцесс. Да и нас, взрослых, тоже.

Во время новогодних каникул посетить Музей лошади можно будет по сеансам, которые начинаются в 10.00 и 10.20, а увидеть выступление артистов Конного театра — в 11.30.

Кстати

Год Огнегривого коня

Летоисчисление славян основывалось на астрономической системе Коляда Дар. По ней наступает не 2023-й, а 7531 год, и не 1 января, а в день весеннего равноденствия, т. е. с 21 на 22 марта. Система состоит из 16 циклов (лет), у каждого свой тотем — животное-покровитель. Наступающий год — Огнегривого коня. А вот Водяной Кролик, к которому многие готовятся, — это из чужого календаря.