Николай Фоменко расчувствовался. Он признался, что думал так: из этой затеи — поставить мюзикл по песням группы «Секрет» — не выйдет ничего хорошего. А теперь, на премьере музыкального спектакля «Ничего не бойся, я с тобой», разве что слезу не смахнул, выйдя в финале на сцену.
«Они похожи на нас в молодости», — сказал он. А совсем растрогало певца, артиста и телеведущего исполнение молодыми хита «Секрета» «Сидя на крыше». Нужно сказать, что не его одного. Это действительно был самый лучший номер в спектакле. Юлия Ива в роли Кристины и Олег Савцов — Антон на фоне декораций ночного зимнего Питерского неба спели так, словно в мгновение ока открыли портал в культурную столицу и перенесли туда всех зрителей. Однако это не единственная удача нового мюзикла, и далеко не единичное чувство, которое испытывают те, кто пришли или придут в Московский дворец Молодежи на спектакль. Какие же еще?
Прежде всего — чувство гордости. Оказывается, возможен не только мюзикл по бессмертным песням группы ABBA, но и по тем, которые сочинили и придумали в этой стране. И забавно видеть как зал в мюзикле «Ничего не бойся, я с тобой!» узнает по первым строчкам или по обрывку мелодии ту или иную композицию «Секрета», а потом начинает подпевать. На то и рассчитано!
Чувство непривычного удивления — нет гостей-иностранцев, которые приезжали ранее посмотреть, как работает российская версия того или иного бродвейского мюзикла. А сейчас действительно уникальная российская постановка, которую можно отдельно распространять по сценам разных театров мира. Хоть на Бродвей или на Вест-Энд — места сосредоточения лучших мюзиклов планеты.
Ощущение масштабности происходящего как раз и связано с тем, что сделан новый мюзикл с бродвейским размахом — 11 номеров (песен) в первом отделении, 10 — во втором. Всего — 21 хит группы «Секрет». Костюмы, декорации… Больше всего впечатляет летающий синий троллейбус и корабль с надписью «СССР». Последний напомнил мюзикл «Норд Ост». Тогда было так удивительно — на сцену садится самолет! А сейчас сценические технологии шагнули далеко вперед — на сцене плывут пароходы, летят самолеты и ракеты, перемещаются экраны… Что только не происходит. Но громадный корабль «СССР» все равно — нечто из ряда вон выходящее.
Радость узнавания — от того, как именно связаны в одну канву авторами сюжета и пьесы Михаилом Мироновым (он же режиссер-постановщик) и Сергеем Калужановым хорошо знакомые песни, которые, можно сказать, стали уже народными. В программке есть цитаты: некоторые молодые артисты признаются, что знали песни группы, не зная при этом о самом «Секрете».
Сюжет на самом деле незатейливый. 80-е годы прошлого века. Время — на подходе к Перестройке и Гласности, но пока они еще не наступили. Тройка молодых друзей. Двое — Слава по кличке Беспечный Ездок и Антон (он же — маменькин сынок и аспирант) — торгуют (фарцуют) виниловыми пластинками, открывая советским неискушенным людям имена запрещенных зарубежных исполнителей. Третий — Денис — вернулся в родной город, отучившись на дипломата в престижном МГИМО. Ничего не напоминает? Конечно же! Фильм и мюзикл «Стиляги» (последний идет в Театре Наций). Возможно, это оммаж. Скорее всего. Денис, а в «Стилягах» — Фред — почти близнецы-братья. Однако так только кажется поначалу. Тем более, что главный герой в «Ничего не бойся, я с тобой» — Слава, Беспечный ездок. На премьере его играл Антон Лобан, но всего в спектакле три состава исполнителей.
Потихоньку закручивается житейская и любовная интрига. Денис по настоянию отца должен жениться и уехать на дипломатическую службу в Великобританию. Слава внезапно влюбляется в девушку по имени Алиса (так удачно совпало, но одно из любимых женских имен группы «Секрет» — то же самое, что и у голосовой помощницы и умной колонки Яндекса, а один из создателей спектакля и партнер — как раз «Плюс Студия» — та самая, которая занимается производством контента для пользователей Яндекса). Алиса влюбляется в Славу. Антон не смеет признаться в любви к Кристине — сестре Дениса, той самой героине известной песни «Секрета» «Именины у Кристины»…
В мюзикле есть еще один «сквозной» герой. Коллега — журналист Иван (Андрей Бирин). И тут у зрителей возникает чувство неприязни, потому что Иван не брезгует ничем, чтобы сделать ту карьеру, о которой мечтал, а именно — стать телевизионной звездой. Тема телевидения весьма остроумно подана в постановке. И тут — оммаж другому популярному столичному мюзиклу — «Прайм-Тайм», который с большим успехом идет в Театре Мюзикла вот уже несколько лет.
И для полноты картины в сюжет введен профессор-диссидент, специалист по Древней Греции (Владимир Кирсаров), «по совместительству» отец Алисы. Он очень любит джаз и конфликт между ним и Беспечным Ездоком, у которого профессор хочет купить запрещенные пластинки, намечается буквально в первые минуты спектакля.
Казалось бы, все очень просто. Но далее вступают в силу остроумные диалоги и совершенно непривычное исполнение песен молодой полной сил труппой, которой явно безумно нравится то, что она делает. Можно не соглашаться с неожиданной трактовкой той или иной песни — например, автору этих строк сложно было принять то, как исполнили «Привет», но не следует забывать, что мюзикл — это все же другой жанр. Тут каждый из хитов «Секрета» — отдельный самостоятельный номер, придумывая который создатели включили фантазию на полную мощность.
Не станем рассказывать все, лишь то, что более всего впечатлило, помимо хита «Сидя на крыше» — Фоменко прав, ему лучше знать. Прямо в сердце бьет «Арина-балерина» в исполнении Дениса (Дмитрия Федорова). Декорация — типичный питерский двор-колодец в красной подсветке — речь идет о любви. Пока Денис поет, рядом с ним танцует настоящая балерина, и вот когда она на пуантах идет по спинке скамейки — захватывает дух. Кажется, что дальше она так же пойдет по перилам, по трубе и поднимется на крышу дома. Происходящее так необыкновенно, что даже интересно — мог ли себе представить кто-либо из «Секрета», что их песня будет выглядеть вот таким образом.
В конце первого действия звучит, как главная тема любви, хит, давший название всему мюзиклу «Ничего не бойся, я с тобой!». Алиса и Слава — а время белые питерские ночи — поднимаются на крышу синего троллейбуса, и он взмывает в небеса. Зал немеет, потому что сердца в ту же минуту воспаряют вслед за троллейбусом, куда-то на другой уровень.
Два номера, которым мог бы позавидовать Бродвей — с таким размахом они сделаны — это «Домой» — песня «Секрета», которая звучит в голове у многих русских людей, когда они возвращаются из очередной поездки (ее даже можно было бы включать в самолетах «Аэрофлота», как символ). В мюзикле во время исполнения этой песни на сцену выбегают и гейши, и эскимосы, и жаркие восточные красотки. А второй — «Вниз по течению» — ария телевизионной звезды периода расцвета. Много золота и блесток. Красиво, дорого, богато и смешно.
Невозможно не рассмеяться от души и при виде пародии на телевидение. По сюжету — на ленинградское ТВ постсоветского периода, но на самом деле — на телевидение в целом. Все, кто говорит о том, что давно не смотрит телевизор, порадуются этому номеру как дети. За пять минут перед глазами вся кухня телевещания — праздничный фасад и неприглядная тыльная сторона. Кстати, когда только мюзикл готовился к выходу, журналистов и партнеров пригласили на небольшую закрытую презентацию, где Юлия Ива продемонстрировала блестящую пародию на известную советскую телеведущую программы «Музыкальный ринг» Тамару Максимову. Это было так талантливо сделано, что даже жаль, что не вошло в спектакль.
Однако кульминационный номер мюзикла «припасен» к тому моменту, когда начинается его финальная стадия. Это композиция «Ничего не исчезает». К этой минуте исполнители так раскачивают зал, что люди полностью раскрепощаются, не стесняясь в голос петь. На премьере сидящие в зале зажгли экраны мобильных телефонов и пели вместе с исполнителями о том, что ничего не проходит бесследно, испытывая величайшее чувство ностальгии. Если творчество настоящее — оно не исчезает в какой бы период не было сделано. Оно обязательно прорастает в будущем, что и случилось перед глазами каждого, кто был на премьере, и кто еще придет на спектакль (он будет идти в МДМ весь сезон).
Кстати
Еще одна функция нового мюзикла — это душевная терапия. Каждый, кто приходит, начинает чувствовать поддержку, что он в тяжелые времена не один; что рядом много тех , кому есть что вспомнить, и тех, кому есть на что надеяться. И вера в то, что добро победит, и есть те, на кого можно опереться и кому довериться, крепка в каждом из нас. Об этом в целом и говорил после премьеры продюсер, основатель театральной компании «Бродвей Москва» Дмитрий Богачев.
Между тем
Добавить стоит еще и то, что мюзикл «Ничего не бойся, я с тобой» поставлен «в порядке эксперимента с контентом». Так говорила на презентации глава «Плюс Студии» Ольга Филипук. Ее можно понять — Кинопоиск, где создается контент для подписчиков — все-таки онлайн-кинотеатр. А тут можно вживую испытать реакцию зала, наполниться эмоциями и мгновенно получить такую обратную связь, которая вряд ли возникнет, когда просто считаешь на счетчике просмотры в сети. Потому что тут не просто цифры и количество, но живой отклик. Из этого можно сделать вывод, что такого рода эксперименты с контентом продолжатся, и не только у данной компании. Напомним, что в дополнение к фильмам и сериалам теперь делают и балетные постановки, и концерты. То ли еще будет в дальнейшем.