Пьесы Александра Островского, в равнодушии к которым наши театры и без того нельзя упрекнуть, сегодня получили новое дыхание — к 200-летию великого драматурга их ставят, кажется, много как никогда. Появился свой Островский и в репертуаре Театра на Бронной — на днях здесь состоялась премьера спектакля «Без вины виноватые». Режиссер Роман Самгин привнес в известный сюжет не только «захаровский» дух (он — ученик Марка Анатольевича), но и пригласил на главную роль — Елены Кручининой — приму «Ленкома» Олесю Железняк.
Не будет ошибкой сказать, что для Романа Самгина «Ленком» и Театр на Бронной — места одинаково родные. За свою творческую карьеру он много ставил и там, и там, вот и премьеры в обоих театрах вышли, буквально наступая друг другу на пятки. В «Ленкоме» — это арбузовская «Старомодная комедия», на Бронной — Островский. Даже навскидку два эти, казалось бы, непохожих сюжета много чего роднит — и не только ведущая партия Олеси Железняк. Это истории о незатянувшихся душевных ранах, о внутренней боли, которую часто тщательно скрывают, и о том, как, ощущая эту боль, находить в себе силы жить дальше.
Следуя актуальной «женской» повестке в искусстве, пьесу Островского сегодня можно было бы смело назвать чем-то вроде «вдохновляющей истории сильной и независимой женщины». Любовь Отрадина (Лина Веселкина) предана любимым человеком и теряет ребенка, но сумев пережить эту трагедию, она становится знаменитой артисткой, которую ждут на гастроли по всей стране. Спустя много лет Елена Кручинина (такой у нее теперь «говорящий» сценический псевдоним), приезжает со спектаклем в родной город, где прошлое настигает с такой силой, что вся ее жизнь снова переворачивается. Но теперь — уже со знаком плюс.
— Каждый раз, работая над текстами Островского, я получаю невероятное, почти физиологическое удовольствие, — рассказывает Роман Самгин. — И каждый раз очень надеюсь, что моей работоспособности и умений хватит для того, чтобы передать зрителям хотя бы небольшую часть той радости, которую испытываю я вместе с артистами, сочиняя спектакли по его пьесам. Потому что эти пьесы тоже наше все. В них и парадоксальное мерцание жизни, и ее принятие, и русский хаос, и русский космос, и специфическая русская хтонь. А «Без вины виноватые» — и вовсе особенная. Это удивительно человечная сказка с хорошим концом в наше не особо человечное время.
Спектакль почти беспрекословно следует тексту, но режиссер словно вешает на этот классический монолит своеобразные «маячки», моментально вызывающие реакцию и точно считываемые зрителем. Так, главной музыкальной темой спектакля стала народная и душевная «Одинокая ветка сирени» — как символ чего-то безвозвратно ушедшего, о чем болит душа. И в первой сцене этот сиреневый куст буйствует перед нами всеми своими красками, воплощая и искренность, и любовь, и надежды героини, которые потом станут только горьким воспоминанием. А вот на званом приеме у местного мецената и почитателя талантов Нила Стратоныча (эту роль играют в очередь Михаил Полицеймако и Владимир Яворский) хозяин вечера затягивает в микрофон на манер караоке другое, тоже хорошо известное — «Уж догорел калины куст, калины куст, а без тебя так вечер пуст, так вечер пуст…» Эти полноценные концертные номера благодарный зритель, конечно, поддерживает ритмичными аплодисментами и подпевая.
Безошибочным выглядит и выбор на роль Кручининой Олеси Железняк (тут почему-то так и хочется вспомнить Печаль, которую актриса феерично озвучила в оскароносном мультфильме «Головоломка») — она тонко балансирует между драмой и комедией, вызывая то грохоты смеха, то слезу. На эту же «двуличность» в хорошем смысле направлен и образ героини: она вроде и дива — платья в пол, шали, кружевные перчатки, а вроде и немного клоун — прическа в стиле «взрыв на макаронной фабрике», пуговички, нелепые бантики… Задетые вниманием к заезжей артистке местные звезды — Нина Павловна и Петя Миловзоров (Александра Виноградова и Дмитрий Гурьянов) — тоже прекрасны в своем жеманстве и злорадном потирании рук.
— Этот спектакль — безусловный хит. Не ошибусь, если скажу, что его ждет прекрасная жизнь и большая зрительская любовь, — отметил худрук Театра на Бронной Константин Богомолов. — У Романа Савельевича, как у режиссера, есть очень редкие качества — театральность, детальность и тот самый «захаровский» дух, который, к сожалению, очень редок. Он потрясающе работает с Островским, я это помню еще с незапамятных времен.
Ближайшие показы «Без вины виноватых» состоятся уже в начале будущего года — зрителей в Театре на Бронной ждут 10, 16 и 23 января.