Почему режиссер «Чужого» и «Гладиатора» Ридли Скотт стал классиком

30 ноября оскароносному режиссеру сэру Ридли Скотту исполняется 85 лет. За свою карьеру он успел несколько раз изменить мир кинематографии, сняв первое масштабное киберпанк-произведение и показав сильную женщину в кино до того, как это стало трендом. Его фильмы преподаются в университетах, а королева Британии лично наградила его титулом рыцаря. В день рождения режиссера мы вспоминаем пять известных фильмов, сделавших его признанным классиком.

«Бегущий по лезвию»

Классика нео-нуара и киберпанка. Детектив специального отдела полиции Лос-Анджелеса Рик Декард разыскивает и уничтожает репликантов — человекоподобных биороботов. Их создали для обслуживания, но они начали превосходить людей. Главный вопрос фильма — кто есть человек, и где проходит грань между ним и разумным роботом. У фильма существуют семь концовок, классической считается открытая.

«Я много путешествовал: Нью-Йорк, Лондон, Дальний Восток, снимая ролики везде. Особенно надолго я задержался в Гонконге. Я был там до того, как был построен первый небоскреб — здание Банка Гонконга. И вот, я на съемках в Гонконге, и думаю: «Боже, все это же еще недавно находилось в Средних веках, да?» Прямо здесь Средневековье встречает технологии. Мир Средневековья встречает электронику. Это была удивительная атмосфера, которая надолго засела у меня в голове. Она повлияла на меня с точки зрения того, какими будут города и люди в будущем, которое развернулось в «Бегущем по лезвию», — рассказывает режиссер.

Наследие фильма крайне обширно. В 1993 году картина даже была отобрана для сохранения в Национальном реестре фильмов США, теперь она преподается на университетских курсах. А в 2017 году Дени Вильнев снял продолжение картины «Бегущий по лезвию 2049» с Райаном Гослингом в главной роли.

«Чужой»

Почему режиссер "Чужого" и "Гладиатора" Ридли Скотт стал классиком

Цикл фильмов повествует о борьбе человека с опасной и агрессивной формой внеземной жизни — чужими. Ридли Скотт поставил два фильма из вселенной — первого «Чужого» и «Чужого: Завет». Особенность трилогии — библейские аллюзии. Серия размышляет о том, что будет с людьми, если они перестанут быть венцом пищевой цепи.

«Чужой» появился буквально из ниоткуда, со студии 20th Century Fox. Я думаю, он был отвергнут примерно шестью режиссерами. Понятия не имею, почему они не хотели за него браться. Это было их ошибкой, но, может быть, они просто не разглядели в нем то, что увидел я. Меня ошеломила простота и невероятная энергетика этой истории. Триллер буквально оживал с каждой прочитанной страницей. Я понял, что это то, что мне нужно», — говорит Ридли Скотт.

«Гладиатор»

Почему режиссер "Чужого" и "Гладиатора" Ридли Скотт стал классиком

180 год до нашей эры. Император Рима Марк Аврелий ведет затяжную войну против германских варваров. Максимус Децим Меридий, лучший полководец Рима, побеждает в сражении близ Виндобоны (современная Вена). Он собирается возвращаться в Испанию, где расположены его владения. Там его ждут жена и сын. Внезапно в римский военный лагерь прибывает сын императора Коммод. Он хочет передать поздравления от Сената. Марк Аврелий стар и решает передать свою власть Максимусу как самому преданному полководцу. Правитель просит его передать власть Сенату и преобразовать Римскую империю в демократическую республику. Узнав об этом, Коммод решает отравить императора и казнить Максимуса вместе с его семьей…

Читать также:
"Симфоническое КИНО" покажет ностальгическое шоу в Крокус Сити Холле

Съемки фильма были трудными, но веселыми. Об этом рассказывают как актеры, так и режиссер. «Посреди съемок первого акта Рассел говорит: «Какую, блин, фразу я должен здесь произнести?». Отвечаю: «В общем, на ветке будет сидеть птица зарянка, а тебе нужно будет на нее посмотреть. В этом вся ирония — зарянка посреди поля битвы и кровавой бани». Он соглашается, смотрит на ветку и представляет в голове птицу. А затем: «А сказать-то я что должен?», — смеется режиссер.

«Солдат Джейн»

Почему режиссер "Чужого" и "Гладиатора" Ридли Скотт стал классиком

Сенатор от Техаса Лилиан де Хэйвен упрекает командование флота в дискриминации женщин. Они заключают сделку: если кандидат продержится во время обучения, флот начнет массовую интеграцию женщин в ряды военных. Участницу олимпийских игр, лейтенанта Джордан О»Нил выбирают в качестве кандидата. Ее подвергают мучительным физическим испытаниям, но она не сдается, демонстрируя, что женщина способна воевать не хуже мужчины.

Картина вышла тогда, когда практически не было феминистического дискурса. Однако это высказывание о том, что женщина ничем не слабее мужчины, если не сильнее. «Мой самый мощный фильм про женщину — «Солдат Джейн». Люди по какой-то причине забывают об этом», — считает режиссер.

«Последняя дуэль»

Почему режиссер "Чужого" и "Гладиатора" Ридли Скотт стал классиком

Фильм повествует о событиях, происходивших во время Столетней войны. Тогда состоялась последняя в истории Франции юридически санкционированная дуэль, между сиром Жаком ле Гри и рыцарем Жаном де Карруж. Повод — неподтвержденное изнасилование жены рыцаря.

Это последний на сегодня фильм режиссера, и он провалился в мировом прокате. Но Ридли Скотт отнесся к ситуации спокойно. «Мы подумали, что это отличный сценарий, и сняли по нему фильм. Нельзя же, чтобы были сплошные победы. Я еще ни разу не пожалел ни об одном моем фильме, и еще в начале своей карьеры уяснил, что нужно быть своим собственным критиком», — замечает он.

Главные герои Ридли Скотта проходят путь полный страданий и тягот. Но, имея необъятную внутреннюю силу, они справляются со всеми испытаниями. Они бросают вызов миру, но побеждают далеко не всегда. Режиссер также любит размышлять о сущности человека и его месте в мире. «Я кинематографист, а не документалист. Мне нужна правда, а не правдоподобие. Один мой друг сказал: «Искусство словно акула. Нужно все время плавать, иначе утонешь». Меня постоянно спрашивают: «Какие планы?» Нет никаких планов. Мой план заключается в отсутствии плана. Я просто берусь за то, что приводит меня в восторг».