«Мария Кнебель — «Сын Станиславского», Музей-квартира Владимира Немировича-Данченко, по 25 декабря
Почему педагог и режиссер Мария Кнебель называла себя «сыном Станиславского»? У кого она училась искусству театра? Кто из известных сегодня режиссеров стал ее учеником? Об этом расскажет новый проект Музея МХАТ.
Режиссер и педагог Мария Кнебель родилась 125 лет назад, на исходе Серебряного века и на пороге модерна, в Москве в семье известного книгоиздателя и мецената Осипа (Иосифа) Кнебеля, в чьем доме не раз бывали Илья Репин, Валентин Серов, Исаак Левитан. Девочкой она сидела на коленях у Льва Толстого и читала ему сказку «Аленький цветочек», за что получила в подарок от великого писателя коробку шоколадных конфет.
Дата ее рождения удивительно совпала с годом открытия Московского художественного театра. Ведь театральному искусству Кнебель посвятила всю жизнь. Вопреки родительскому желанию поступать на математический факультет, она случайно за компанию с подружкой пришла учиться в студию Михаила Чехова — самого лучшего актера того времени, а затем во Вторую студию МХАТа. Видела на сцене Марию Ермолову, Александра Остужева, Ольгу Книппер-Чехову.
В 1924-м она вошла в состав труппы Художественного театра, где сначала служила актрисой, а потом режиссером до 1950 года. Женщина-режиссер — редкое явление в театральном мире, даже сегодня.
Когда-то в юности в спектакле «Доктор Штокман» Кнебель играла сына главного героя — Доктора Штокмана, которого воплотил на сцене сам Константин Сергеевич Станиславский. Потом Кнебель часто говорила о себе: «Я — сын Станиславского», только уже в более широком, духовном смысле.
Она безоговорочно следовала заветам своих учителей. Спектакли, поставленные Кнебель, — это торжество авторского театра, тонкой поэтичности и светлой веры в человека, в его душу. Как писала сама Мария Осиповна, театр для нее рождается тогда, «когда…передо мной раскрывается судьба человека во всей неповторимой значимости, когда я вижу актера «с атмосферой» и чудо его преображения в живого человека-героя».
Кнебель принимала участие в постановке спектаклей МХАТа «Кремлевские куранты» Погодина (1942, возобновление — 1956) и «Русские люди» Константина Симонова (1943). Вместе с Алексеем Поповым Кнебель режиссировала спектакль «Трудные годы» с Николаем Хмелевым в роли Ивана Грозного. Сама выходила на сцену — блестяще играла в спектаклях по Диккенсу и Достоевскому, была мастером эпизодических ролей.
Кнебель более пятидесяти лет преподавала сначала в Театральном училище имени Щепкина, а с 1948 года на режиссерском факультете ГИТИСа. Среди ее учеников — Леонид Хейфиц и Анатолий Васильев, Адольф Шапиро и Сергей Арцыбашев, Анатолий Эфрос и Алексей Бородин, Владимир Бейлис и Иосиф Райхельгауз, а также многие другие. Она обожала своих учеников, внушала им уверенность в таланте, следила за их успехами, старалась вложить в них весь свой опыт.
Увы, фотохроника и видео поставленных ею спектаклей почти не сохранились, но зато остались богатейшие мемуары и фотографии, которые легли в основу масштабного мультимедийного проекта «Сын Станиславского», который представят на выставке. Кроме того, посетителей ждут уникальные фотографии из личных архивов учеников Марии Осиповны и архива Музея МХАТ.
Отдельно стоит сказать про место, выбранное для выставки. Все интерьеры в Музее-квартире Немировича-Данченко, открытом в 1944 году, подлинные и помнят своего знаменитого хозяина.