Книжные иллюстрации Игоря Олейникова зачастую — совершенно другой взгляд на произведение, внимание к мелочам, новая атмосфера и даже смыслы. При этом он трепетно относится к тексту, «совмещая сказочный сюжет и жизненные реалии». Сегодня один из лучших художников-иллюстраторов современности Игорь Олейников отмечает юбилей — 70 лет.
За его спиной более 80 проиллюстрированных книг, работа в России и за рубежом. Олейников награжден одной из главных литературных премий в мире за детскую литературу — Золотой медалью им. Х. К. Андерсена за выдающиеся заслуги и вклад в мировую литературу для детей и юношества. Он стал вторым в России после художника Татьяны Мавриной обладателем этой престижной награды.
При этом Игоря Юльевича можно назвать художником самоучкой — профессионального образования он не получил, учился у мамы и старших коллег — Наталии Орловой, Владимира Зуйкова и Эдуарда Назарова. Именно их он сам называет своими главными педагогами.
«Мне интересно привносить свой взгляд, ещё интереснее ломать стереотипы, показывать, что классический подход не единственный возможный, что в тексте могут быть другие уровни, что, в конце концов, положительный персонаж не так уж положителен, а отрицательный не так отрицателен», — говорит Игорь Юльевич о своем отношении к иллюстрации.
Художником-мультипликатором Олейников мечтал стать с седьмого класса. Первую книгу проиллюстрировал в 1990 году по заказу издательства «Просвещение», это была «А я был в компьютерном городе» Зарецкого и Труханова. По рассказам самого художника на тот момент он и не знал, как выглядит компьютер, пришлось выдумывать самому.
А до этого, не поступив в Московский полиграфический институт и окончив Московский институт химического машиностроения, более десяти лет Олейников работал на киностудии Союзмультфильм как художник-иллюстратор ( работал над картинами «Жил-был пес», «Халиф-аист», «Путешествие муравья», «Мартынко»), а также в детской периодике (журналы «Миша», «Трамвай», «Куча мала», «Улица Сезам», «Шаровая молния»). Несмотря на техническое образование и практику, он, как сам рассказывал, на протяжение всего пути рисовал, как только появлялась свободная минутка.
В начале 90-х Олейников сотрудничал с компанией Christmas Films, как художник-постановщик, приложив руку к таким фильмам как «Волшебная флейта», «Иона», «Волшебная кисточка», «Беовульф» и другие. Отсутствие художественного образования не помешало Игорю Олейникову стать всемирно известным иллюстратором со своим оригинальным взглядом на литературу. Книга «Мышь Махалия идёт в колледж» («Mahalia Mouse goes to College» J. Lithgow), заказанная Олейникову издательством Simon&Schuster, стала бестселлером в США в 2007 году по версии The New York Times. Именно эта работа ознаменовала новый этап в творчестве Игоря Юльевича. У него появилось много новых заказов в иностранных издательствах.
С 2009 года Игорь Олейников работает только как художник-иллюстратор.
«Мне интересно с помощью иллюстраций давать новый взгляд на известные произведения, — говорит Олейников о своих работах. — Я предпочитаю иллюстрировать классические тексты, авторы которых не возразят против вольного взгляда на их текст».
Пять интересных работ Игоря ОлейниковаСказки Пушкина
Цикл рисунков к сказкам А. С. Пушкина для издательского дома «Арбор» — новое прочтение классических произведений. Концепцию альтернативных «страшных» сказок поддерживает графический дизайн книги.
«Нам придётся прочитать пушкинские сказки теми же глазами, какими мы читаем утренние газеты и смотрим вечерние новости, не опуская глаз перед злой реальностью, — пишет во вступительном слове Валентин Курбатов о новом взгляде на Пушкина. — Сказки для художника — не укрытие от мира, а ясный и честный взгляд на него. И Пушкин, как во все дни истории, «взойдёт невидимо и сядет между нами» — добрый, насмешливый, мужественный, печальный. Живой. А дети вырастут и поймут, какие дни стояли на дворе во времена их отцов. И будут лучше понимать Пушкина и нас».
«Теремок»
«Теремок» по мотивам сказки Владимира Даля «Мышка-норышка» (издательство «Манн, Иванов и Фербер») — вторая графическая новелла Олейникова (первой была народная сказка «Лиса и Заяц», о ней художник говорит, что это его самая любимая книжная работа).
Каждому персонажу художник придумал особенную предысторию, которая и привела разных животных в Теремок. Цветные иллюстрации здесь соседствуют с черно-белыми стоп-кадрами в стилистике комиксов, широкие панорамы сменяются крупными планами, массовые сцены — портретами героев книги. Графический роман «Теремок» с иллюстрациями Олейникова стал победителем национального конкурса «Книга года» в номинации «Вместе с книгой мы растем» в 2018 году.
«Война миров»
Цикл из 79 работ к роману Герберта Уэллса «Война миров» (издательство «Вита Нова»). Всемирно известный роман английского писателя и публициста, одного из основоположников жанра научной фантастики Игорь Олейников также увидел весьма оригинально.
Мирную жизнь героев здесь отражают полноцветные иллюстрации, жизнь под властью марсиан — черно-белые. В 2019 году за иллюстрации к этой книге Игорь Олейников стал лауреатом XII Международного конкурса книжной иллюстрации и дизайна «Образ Книги» в номинации «Лучшие иллюстрации к произведениям художественной литературы».
Сказки Теллегена
Игорь Олейников оформил четыре книги известного нидерландского писателя Тоона Теллегена: «Не все умеют падать», «Неужели никто не рассердится», «Письма только для двоих», «Счастье кузнечика» (издательство «Поляндрия»). Это истории про самый удивительный лес на свете, где чудеса — обычное дело. Эти иллюстрации Олейникова созвучны трогательным и добрым сказкам-притчам, исполненным философского смысла.
«Приключения Пиноккио»
Судя по страничке в социальных сетях, сейчас Игорь Олейников работает над сказкой Карло Коллоди «Приключения Пиноккио». Кажется, нас вновь ждет оригинальный взгляд на всемирно известную историю.