«Почувствовал себя преданным»: Владимир Спиваков прокомментировал неожиданную отставку в Кольмаре

О том, что Международный музыкальный фестиваль в Кольмаре поменял своего артистического директора, которым в течение 32 лет являлся Владимир Теодорович Спиваков, стало известно почти месяц назад. Все это время маэстро воздерживался от комментариев, как и от высказываний по поводу того, что не имеет возможности играть на своей любимой скрипке Страдивари, которая в настоящее время хранится в сейфе у скрипичного мастера во Франции (вопрос страховки, которую лондонская фирма Lloyds отказалась продлевать, если скрипка будет находиться часть времени в России).

Между тем появилось небольшое интервью маэстро, которое он дал французской радиостанции «Радио классик». Его сейчас цитируют в переводе российские СМИ. Владимир Теодорович говорит о том, что, как и все русские музыканты, в данный момент он находится в очень непростой ситуации, но продолжает выступать, ездит на гастроли, поддерживает молодых талантливых исполнителей. Он считает, ситуацию, в которую попали творческие люди, несправедливой… «Я думаю и всегда считал, — говорит Владимир Спиваков, — что международный музыкальный фестиваль не имеет ничего общего с политикой».

Фестиваль в Кольмаре — это масштабное музыкальное событие, уже более тридцати лет непосредственно связанное с именем Спивакова, где он одновременно являлся и солистом, и дирижером, и художественным руководителем. Фестиваль имел множество друзей и славился особой теплой творческой атмосферой. Благодаря творческим связям маэстро, в течение нескольких десятилетий здесь выступали мировые знаменитости, среди которых Иегуди Менухин, Мстислав Ростропович, Кшиштоф Пендерецкий, Евгений Светланов, Григорий Соколов, Андраш Шифф, Джесси Норман, Евгений Кисин и многие-многие другие… К участию в фестивале Спиваков постоянно приглашал новых звезд мирового исполнительского искусства, а также выдающиеся отечественные и зарубежные коллективы и ансамбли, он не обходил вниманием и юных талантливых музыкантов из разных стран мира.

Каждый фестиваль Спиваков проводил в честь одного из легендарных музыкантов ХХ века, и в его программах вся музыкальная Европа вспоминала имена великих исполнителей: Сергея Рахманинова, Федора Шаляпина, Дмитрия Шостаковича, Давида Ойстраха, Эмиля Гилельса, Святослава Рихтера, Владимира Горовица, Гленна Гульда, Мстислава Ростроповича, Леонарда Бернстайна, Артуро Бенедетти Микеланджели, Клаудио Аббадо и многих других.

К слову, изысканные французы сравнивали маэстро с великим шеф-поваром, который каждый год готовит для фестиваля несколько новых блюд, «столь же необычных, сколь и восхитительных».

Но слова «скрипка… и голос ее одинок…» оказались пророческими. Артдиректор фестиваля в Кольмаре Владимир Спиваков любит соотносить эту фразу с человеческой жизнью. Он считает, что человек всегда остается один, даже если он — окружен людьми.

Фестиваль расстался с маэстро без комментариев, а уведомление об этом Владимир Спиваков получил только 25 октября. «Переговоры велись за моей спиной. Я почувствовал себя преданным», — сказал французскому радио Владимир Спиваков. От дальнейших комментариев маэстро категорически отказался.

Новым руководителем фестиваля в Кольмаре стал 47-летний дирижер Ален Альтиноглу.

Кстати

В 2020 и 2021 годах фестиваль в Кольмаре не проводился из-за пандемии, а в 2023-м был отменен из-за конфликта на Украине. Маэстро расценил это как «политическую трусость и желание вписаться в общую тенденцию к упразднению всей русской культуры».

От «РГ»

Известно, что не состоявшийся из-за пандемии фестиваль 2020 года Владимир Спиваков хотел посвятить выдающемуся скрипачу Иври Гитлису. В программе фестиваля он писал так:

— В нашей жизни бывают важные встречи, которые нас поражают и которые, с течением времени, становятся незабываемыми. Такая встреча у меня состоялась в Париже в 1965 году с Иври Гитлисом после того, как я получил звание лауреата на конкурсе Жака Тибо. Гитлис пригласил меня к себе домой. Поскольку он говорит на многих языках, мы общались с ним на русском, что было удивительно. Для молодого человека, а мне на тот момент было всего 20 лет, очень важно, чтобы старший коллега, тем более такой скрипач, как Иври Гитлис, которого уже тогда называли легендой, поддержал, ободрил тебя — и это было первое, что он сделал. Иври очень тепло отозвался о моей игре. И потом, совершенно неожиданно, сам достал скрипку и стал играть мне Бартока. Его игра меня восхитила. Поразила не только качеством и техническим совершенством, но и невероятной свободой, свойственной только большим мастерам. Эта встреча оставила неизгладимое впечатление. Вспоминая о ней, я решил исполнить во время грядущего фестиваля Первую Рапсодию Белы Бартока.

Подробности о фестивале в Кольмаре

Публикуем фрагмент из книги В. Н. Холоповой «Путь артиста. Владимир Спиваков». Москва. Издательство «Дека- ВС», 2013

Фестиваль в Кольмаре

Взяв на себя художественное руководство Международным музыкальным фестивалем в Кольмаре (с 1989), Владимир Спиваков сделал его одним из ведущих фестивалей мира.

Летний Кольмарский фестиваль существовал до него с 1980; был франко-германским, основал его Карл Мюнхингер. Кольмар — небольшой городок во Французской провинции Эльзас с 65-тысячным населением. Его достопримечательности — образцы старинной архитектуры, среди которых костел францисканцев Сан-Матьё (Св. Матфея), Изенхеймский алтарь работы Матиаса Грюневальдского. Здесь родился Фредерик Огюст Бартольди, изваявший знаменитую статую Свободы в Нью-Йорке. Но это — и центр богатых виноделов, пожелавших сделать свой город заметным современным культурным центром. Они-то и положили глаз на обаятельную знаменитость — Владимира Спивакова.

По словам вице-мэра города Габриэля Бройнера, «Владимир Спиваков соблазнил Кольмар, который только того и ждал». Финансово фестиваль поддерживался Эльзасом, частными меценатами Кольмара, Спиваков же стал привлекать еще и российские фирмы и банки. Концерты проводятся днем в Большом зале Муниципального театра, с «русским чаем» в антракте (Russian Tea Room, придумала одна из предпринимательниц), и вечером — в обширном интерьере Сан-Матьё. Кроме того, на основе Городской школы музыки ведутся мастер-классы. Проходят и художественные выставки: например, в 1993 выставлялась коллекция картин из собрания российского банка «Столичный», а в 2005 прошла фотовыставка Виктора Ахломова, посвященная Шостаковичу. Появилось эльзасское вино с этикеткой, изображающей играющего скрипача.

Время фестиваля, когда Кольмар становится музыкальным центром Европы, — первые две недели июля. Сюда прибывает около 10000 туристов из Европы, США, Японии и других стран, переполняя все гостиницы и рестораны. «НьюЙорк Таймс» дает регулярную информацию о событиях фестиваля. В мире проводится огромное число летних фестивалей, однако большинство из них держится 2-3 года. Кольмарский фестиваль под руководством Спивакова в июле 2013 года был уже двадцать вторым. Спиваков в Кольмаре сразу же сделал несколько чисто художественных установок: выступают артисты со всего мира; каждый форум посвящается какой-либо выдающейся музыкальной личности; представляются ярко талантливые молодые музыканты; принимают участие дети (с момента основания своего Фонда стал регулярно отбирать дарования из его стипендиатов).

Интересно видеть, как «хозяин» фестиваля «расположил» на нем самого себя. Конечно, весь город обклеен афишами с его портретами. Но…Важно послушать мнение деловых людей, как упомянутый вице-мэр господин Бройнер. В выборе репертуара Спиваков повел линию постепенности. Сначала предложил привычных для слушателей Баха, Моцарта, Вивальди, Гайдна. Через некоторое время стал включать композиторов, не игравшихся ранее на кольмарском фестивале: Шостакович, Шнитке, Мессиан, Скрябин. При этом, по словам французов, «Камерная симфония» Шостаковича взволновала публику, она напомнила, и очень своевременно, о том, что Кольмар — не уединенная гавань в сотрясаемой конвульсиями Европе. И что искусство и деятели искусства имеют миссию и воплощают надежду перед лицом политического целого.

Читать также:
Одиночество снова в моде: The Cure издали альбом Wish c 32 неизвестными треками

Выдающиеся музыканты, которым посвящались фестивали, были: Глен Гульд (1989), Давид Ойстрах, виолончелистка Жаклин Дюпре, Горовиц, Менухин, гитарист Андрес Сеговия, Артур Рубинштейн, французская скрипачка Жинетт Неве, Казальс, Шаляпин, Бернстайн, Артуро Микеланджели, Сигети, флейтист Жан-Пьер Рампаль, Пендерецкий, Джесси Норман, Шостакович, Гилельс, Шарль Мюнш, Ростропович, Рихтер, Равель и Рахманинов (2010). Знаменитого Иегуди Менухина, уже не выступавшего, Спиваков уговорил сыграть перед публикой. Он рассказывал: «Да, именно в Кольмаре он последний раз играл на скрипке. Вместе со мной. Помню, он репетировал каждый день по полтора часа. И при этом закрывал дверь в нашу комнату говоря: «Я так ужасно играю, что не хочу, чтобы люди знали, что нахожусь здесь». А сыграл на концерте потрясающе, восторг публики описать невозможно!»

«Испанским» стал фестиваль, посвященный Сеговия. Как автор «Картин Испании» неожиданно предстал Евгений Светланов. А «чтобы наша радость была полной, Владимир Спиваков в один из вечеров оделся, как тореро, целиком в черное для исполнения великолепной молитвы Иоахима Турины, околдовывающей и исполненной силы, как исконное андалузское песнопение» (Г. Бройнер). Об организации фестиваля памяти Леонарда Бернстайна Спиваков говорил: «По установившейся традиции из музыкальной мозаики будет как бы воссоздан портрет музыканта — выдающегося американского дирижера и композитора. Будут исполнены не только лучшие произведения Бернстайна, но и музыка, которую он любил, — Гершвина, Копленда, Малера («Песнь об умерших детях», например, где я буду дирижировать симфоническим оркестром Лилля, а солировать — Эльза Маурюс).

Но в центре внимания будет, конечно, «Чичестерский псалом» Леонарда Бернстайна (на тексты псалмов царя Давида), сочинение редчайшее, гениальное, важнейшая веха в творчестве композитора. О чем он? Вот, например, текст второго псалма: «Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное?» Вот текст 108-го: «Ибо отверзлись на меня уста нечестивые и уста коварные; говорят со мной языком лживым». А вот из последнего псалма: «Начало мудрости разум верный у всех, исполняющий заповеди его»… Понимаете, это то, что волновало Бернстайна. Речь идет не столько о его религиозности, сколько о его этической позиции. О высокой этике. То есть, о том, о чем забыли сейчас… «Чичестерский псалом» будет исполнен при участии замечательного детского хора Виктора Попова и огромного оркестра. А всего за две недели прозвучит 23 концерта».

Совсем незнакомой для кольмарцев была фигура Пендерецкого. С одной стороны, городское руководство несколько побаивалось трудностей его музыки, с другой — знатоки музыкальных дел вопрошали: «Как вам удалось заполучить Пендерецкого?» Исполнена была огромная программа, включая Второй фортепианный концерт «Воскресение» («Résurrection»), созданный под впечатлением американской трагедии 11 сентября 2001 года. В итоге, жители города «присвоили» себе этого композитора так же, как раньше Шостаковича или Шнитке. Для Кольмара расширением знаний о мире стало знакомство с венгерской культурой — на фестивале, посвященном Сигети: «Подходил к концу 12-й фестиваль, не похожий ни на какой другой. Нас глубоко тронула душа народа, отличного от любого другого народа Европы — ни латинский, ни славянский, ни германский. /…/ Кто бы мог ожидать, что кольмарская публика окажется настолько восприимчивой к музыке Бартока, которого в нашем городе никогда столько не исполняли? /…/Владимир Спиваков и Кун Ву Пэк достигли вершин в исполнении Второй сонаты для скрипки с фортепиано Белы Бартока» (Г.Бройнер).

Особую прелесть фестиваля составляло открытие новых имен — как пианист Кристиан Захариас, албанская певица Инва Мула. Особое место заняли юные. Событием 1992 года стал пианист Евгений Кисин, запримеченный Спиваковым еще ребенком, вознесенный Кольмаром на самую большую высоту. В 15 лет многообещающий талант продемонстрировал пианист Игорь Четуев. Легендой Кольмара стал стипендиат Фонда Спивакова, ударник Ростислав Шараевский. В первый раз он выступил там в 8 лет, когда его не было видно из-за барабанов, потом еще и еще… В результате, его фотографию стали выставлять в числе достопримечательностей города.

Вообще российским музыкантам в Кольмаре Спиваков дал зеленый свет. Ажиотаж вызывали «Виртуозы Москвы», оркестр под управлением Светланова, Ансамбль народного танца Игоря Моисеева; из солистов — десятки артистов, в том числе: Мстислав Ростропович («достойный культа, его окружающего»), Владимир Крайнев, Михаил Воскресенский, Сергей Лейферкус, Вадим Репин, Александр Гиндин, Денис Мацуев. Первый выезд НФОР за рубеж был сделан именно в Кольмар (2004). Изредка попадавшие на фестиваль граждане России говорили, что нашей публике даже трудно себе представить, какой восторженный успех имеют российские артисты за рубежом. Читаем у Бройнера: «Однако Владимир Спиваков, хотя и явля ется гражданином Вселенной, не забывает о том, что он русский. И тем лучше. Мы думали, что нам известна русская культура. Но знали ли мы ее жизненную силу? Благодаря Владимиру Спивакову теперь мы знаем. То, что очень провинциальный Кольмар является сегодня некоторым образом плацдармом русской культуры во Франции, неожиданно. Это подарок, имеющий значение символа». Россиянам презентовались инструменты: Накарякову подарили две трубы, «Виртуозам Москвы» — четыре скрипки.

Высочайшую исполнительскую планку держал сам «хозяин», Спиваков. Он был здесь и солистом, и ансамблистом, и дирижером — камерным, симфоническим, хоровым. Порой и сам удивлялся: «Смотрю на свою кольмарскую программу — в первый раз Четвертая Малера, еще — Скрипичный концерт Берга, Пятая Чайковского, много Шостаковича — Камерная симфония, Первый фортепианный концерт, Первый виолончельный концерт, Пятая симфония, также Бах, Гайдн, Шуберт-Малер, и думаю — как всё это я одолел…» (мне по телефону летом 2005). Находившиеся рядом кольмарцы могли заметить, насколько это было для него нелегко. «…Кто расскажет о страхе, одиночестве и сомнении, сопровождающих дирижера и солиста, когда он каждый год дарит нам, вместе со своими оркестрами, лучшее в себе самом. Нужно видеть, как Владимир Спиваков прерывает обед, чтобы снова, еще раз, как и каждый день, упражняться и репетировать, потому что через несколько часов он дает концерт, — для людей, которые, может быть, никогда в жизни не присутствовали на музыкальном представлении. В таком отношении есть свое величие, которое впечатляет». Поддерживать интерес к фестивалю непрерывно, из года в год, — задача не из легких. Французы говорили о «магии составления программ», о том, что Спиваков подобен «великому шеф-повару, каждый год готовящему для нас несколько новых блюд, столь же необычных, сколь и восхитительных» (Г. Бройнер). Кольмар уже давно стал вызывать зависть других городов, гораздо более значительных самих по себе.

Франция наградила Спивакова высшими знаками отличия. В 1999 он был удостоен ордена Офицера искусств и изящной словесности Франции. В том же году Кольмар избрал его почетным гражданином города. На закрытии кольмарского фестиваля в 2000 году от Президента Франции ему была вручена высшая награда этого государства — Орден Почетного легиона, учрежденный в 1802 году (через 10 лет, в 2010 году, Спиваков был возвышен и до Офицера Ордена Почетного легиона). Вице-мэр Кольмара Габриэль Бройнер выпустил о нем и фестивалях книгу «Годы Спивакова. Хроника Международного музыкального фестиваля в Кольмаре» (Страсбург, 2004). «Владимир Спиваков не только дал Кольмару фестиваль. Он подарил городу особую культуру, особую форму гуманизма, одним словом, подарил ему душу!», — говорится в ней. В 2005 году после фестиваля, посвященного Шостаковичу, мэр Кольмара Жильбер Мейер был награжден российским Орденом Дружбы.