Говорят, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. О специальной военной операции мы слышали тысячу раз. На днях Театр Вахтангова побывал с гастролями в Луганске, и я впервые увидел все своими глазами. Попробую просто и честно рассказать о своих впечатлениях.
Осенью мне позвонил гендиректор Росконцерта Андрей Малышев: «Кирилл Игоревич, не хотели бы с каким-нибудь камерным спектаклем съездить на гастроли в Луганск?» Я ответил, что да, конечно же, мы поедем. Более того, предложил вывести не компактный спектакль, а, если позволяет площадка, более масштабный. Но обсудив все нюансы, решили, что для начала повезем постановку из репертуара Новой сцены. Я позвонил двум нашим народным артистам — Юлии Рутберг и Андрею Ильину, сказал, что поступило такое предложение, как вы на это смотрите? Они моментально дали добро. Так мы определились, что поедем в Луганск с «Криком лангусты». Более того, сразу сговорились, что поедем без всякого гонорара, потому что нельзя зарабатывать там, где людское горе разлито рекой.
В назначенный час сели на поезд и добрались до Ростова-на-Дону. Оттуда четыре с половиной часа ехали до Луганска на машине через огромное количество блокпостов. Столько военной техники, людей в военной форме я не видел даже на параде в честь Дня Победы. Луганск произвел на меня тяжелое впечатление, хотя и говорят, что он в наименьшей степени подвергся ударам, так как фронт отодвинут от города на 100 километров. Но когда мы там были, я слышал канонаду. Спросил, что это за хлопки? Ответили: это работает система ПВО.
Вы приехали в город вдов, — сказали нам. — Все наши мужчины или воюют, или погибли
В городе я посетил литературный музей Владимира Даля, автора «Толкового словаря живого великорусского языка». Предки Даля жили в Луганске, основали там металлургический завод. Музей в прекрасном состоянии, в нем трудятся замечательные люди, которые влюблены в свое дело и оберегают этот дом. Пока мы шли к музею, увидел массу разрушенных домов: выбитые рамы и двери, снесенные крыши, черные стены… Это были прямые попадания снарядов.
Мы отыграли подряд два спектакля «Крик лангусты» в Луганском русском академическом драматическом театре им. Павла Луспекаева. На обоих показах зал на 700 мест был полон. Поначалу удивило, что в зале одни женщины и редкие мужчины почтенного возраста. Спросил об этом у директора театра, получил убийственный ответ: «Вы приехали в Луганск — город вдов. Все наши мужчины или воюют, или погибли». Министр культуры ЛНР рассказал, что даже заслуженные артисты сейчас на фронте. Актеры местных театров брали Мариуполь в составе штурмовой группы. Сейчас воюют на Харьковском направлении. Артисты трех театров Луганска — Украинского музыкально-драматического, Театра кукол и Русского драматического — собрали объединенную фронтовую бригаду, где только женщины. Выступают в освобожденных городах, дают концерты в уцелевших конференц-залах, а иногда и прямо с кузова грузовика.
Билеты в театр в Луганске стоят от 100 до 300 рублей, выше цену ставить невозможно. Большая часть репертуара не идет — просто некому играть. В труппе Театра им. Луспекаева сейчас всего четыре актера — все мужчины. При этом меня как директора поразило отремонтированное шикарное фойе театра, порадовало, что, несмотря на весь ужас, зал полон зрителей, восхитил огромный баннер на фасаде театра: «С Россией навсегда». Нам подарили медальки им. Павла Луспекаева, которые я передал в наш музей.
Отдельно хочу написать про людей, которые пришли на наш спектакль. Такого приема у «Крика лангусты» я вообще не помню. Не хватит слов, чтобы описать, что это были за овации, а главное, сколько боли, жизнелюбия, надежды, радости от встречи было в них вложено. Выходящие из зала люди чуть ли не обнимали, благодарили. И мы дали им слово, что вернемся снова. Это долг театра.
Возвращались в ночь. В первом часу добрались до гостиницы, а в пять утра уже сидели в поезде. На перроне в Москве обнялись с артистами Юлией и Андреем. Все-таки вернулись мы оттуда немного другими…
Накануне перед отправкой на гастроли мы объявили в театре добровольный сбор помощи нашим бойцам. Трое сотрудников нашего театра были мобилизованы, некоторые близкие вахтанговцев оказались на передовой. Когда я вернулся, то был поражен количеству собранных вещей. Кабинет, в котором мы устроили временный склад, был доверху забит. День ушел на то, чтобы все это упаковать и погрузить в микроавтобус. Сейчас посылка от Театра Вахтангова уже доставлена в воинскую часть. В этом я вижу абсолютно ясные параллели: если мы откроем книгу «Вахтанговский фронтовой театр», посмотрим на фотографии, вспомним самолет «Вахтангов», который был построен на деньги артистов, то становится абсолютно очевидно, что раз так уж сложилась жизнь, то нам принимать эту эстафету. Думаю, в январе мы снова повторим сбор гуманитарной помощи.
Завершить колонку хотел бы тем, с чего начал, а именно, что лучше один раз увидеть. Когда мы смотрим новости по телевизору, рассуждаем о чем-то здесь, в Москве, на Арбате — это одно. Когда же ты приезжаешь в эту зону, видишь все своими глазами, да еще стараешься внести пусть небольшой, но свой личный вклад, это совершенно другое.