Режиссер Сергей Дебижев: Чего не хватает документалистам

Российское документальное кино впервые за всю постсоветскую историю страны пустили в прокат. Один из первых фильмов, который можно увидеть на больших экранах в 70 городах страны, — «Крым небесный» Сергея Дебижева. В фильме есть кадры, снятые специально для него из космоса. Фильм очень технологичен и динамичен — ломает представление о документальном кино, как о чем-то неторопливом и скучном. Много ли у нас таких работ? Чего сегодня не хватает российской документалистике? Об этом мы поговорили с автором картины режиссером Сергеем Дебижевым.

Нужно ли вообще сегодня документальное кино?

Сергей Дебижев: Игровое кино сегодня — чисто коммерческое развлечение, ждать от него «прорывов духа», к сожалению, сложно. Сегодня никто, кроме документалистики в лучших ее проявлениях, не обращается не к инстинктам, а к душе человека, к его сердцу. Этим документальное кино сегодня и привлекает все больше внимания. Наш новый фильм «Святой архипелаг» в этом году взял в числе других наград приз Московского международного кинофестиваля — это случилось с русским фильмом впервые. Так вот — людям в залах не хватало мест. Но… эта наша картина, можно сказать, капля меда в бочке дегтя.

Почему? Документалистам особо нечего предложить сегодня зрителю?

Сергей Дебижев: Проблема в другом. Документальное кино разучилось удерживать человеческое внимание. Часто смысл вроде есть, но тусклое, невыразительное изображение и звук. А мелкотемье? Сплошь «социалка» о несчастных семьях, о страдающих людях или кошечках с собачками. Это все важно. Но нужны и большие, глубокие, масштабные темы. Есть песни под гитару, а есть симфоническая музыка. Нужна большая документалистика, способная осмыслить, в какой точке истории мы находимся, как эта история развивалась, как она пришла к этой точке и что нас ждет в будущем. Документальное кино — мощнейший инструмент влияния на ключевые вопросы общественной жизни. Увы, государство не использует этого ресурса.

Я вообще считаю, что бесчеловечный и холодный мир превратить в теплый и прекрасный не так сложно

На кинофестивалях идут фильмы, снятые при поддержке минкультуры. Поддержали прокат. Что еще нужно от государства?

Сергей Дебижев: Поддержка проката — серьезный шаг. Но и это полумеры. Большая документалистика требует иных подходов, масштабов и бюджетов. Средний европейский документальный фильм — это миллионы евро. Основная проблема в том, что нет системного подхода к индустрии кино, в том числе неигрового. Нужны не просто хорошие фильмы, но и внятная система их продвижения, создание специализированных кинотеатров.

Читать также:
Известная актриса Динара Друкарова представила свой режиссерский дебют "Лили и море"

Вы ведь не только про скромные бюджеты?

Сергей Дебижев: Не только, хотя и тут есть еще один системный вопрос. Мы финансируем огромное количество — триста документальных фильмов в год. Где они все? Может, лучше меньше, да лучше? Сократить количество и увеличить бюджеты более достойных проектов?

Вопрос не только и не столько в деньгах. Важен госзаказ. Творцам важно услышать ответ на ключевой вопрос: чего государство ждет от культуры, как оно видит будущее нашей страны, каким путем пойдет страна? Традиционные ценности — это важно, это правильно, но какова цель нашей цивилизации? Без этого не появятся внятные мощные произведения.

Художникам нужна идеология?

Сергей Дебижев: Слово затасканное, но другого пока не придумали. Когда само государство само себя поймет, оно начнет поддерживать кино, конкретно влияющее на жизнь общества и приближающее это будущее. Если идти по этому пути, то нужно было бы и в школах изучать кинематограф — как изучают математику, литературу и историю. По мне, так минпросвещения должно было бы включить в школьную программу для младших классов классику мультипликации, для средних и старших классов — лучшие образцы игрового и документального кино. Даже больше документального — если мы хотим получить человека-творца… При всех этих условиях и индустрия заработает осмысленно. Я вообще считаю, что бесчеловечный и холодный мир превратить в теплый и прекрасный не так сложно. И возродить настоящую документалистику не так сложно. Нужно лишь этого по-настоящему захотеть.

Надо ли документалистам лезть в самое пекло горячих сегодняшних событий?

Сергей Дебижев: По документального кино о нашем времени будут судить историки и следующие поколения. Оно, в отличие от телевидения, может обобщать, создавать образы, открывать смыслы происходящего.