В Корпусе Бенуа в Санкт-Петербурге проходит масштабная выставка «Художники о войне и мире». «РГ» нашла как минимум пять причин, почему ее нужно посетить.
1. Самые неизвестные запасники музея
Две части экспозиции как две стороны жизни человечества от XVI до XXI века. Первая — «Картины военной жизни в отечественном искусстве XVI-XX веков». Вторая — «Дом и семья. Картины мирной жизни» — о ковчеге спасения в буре житейской суеты, «мысль семейная», как называл это явление Лев Толстой. В общей сложности публике представлено более 200 картин в двух разделах — это практически вся история русской живописи от XVI до XXI века. От икон до Верещагина, Перова, от Кустодиева, Крамского, Маковского до Малевича. Все происходят из коллекции Русского музея. Многие работы никогда не показывались, а некоторые специально к выставке прошли полную реставрацию.
2. Самая древняя новгородская икона
Центром экспозиции «Картины военной жизни» стала икона «Чудо Георгия о змие». Георгий спас ливанскую царевну Елисаву от «змея» — страшного дракона, который наводил ужас на весь ливанский народ. Икона, которая хранится сегодня в Русском музее, — самый ранний из сохранившихся житийный образ святого Георгия, созданный неизвестным автором в Новгороде во второй половине XV века. Как такая древняя икона могла дойти до нас? Просто Новгород не пострадал от татаро-монгольского нашествия.
3. Самый большой портрет кисти Ореста Кипренского
Самый большой портрет в «военном» разделе принадлежит кисти Ореста Кипренского. На нем изображен герой наполеоновских войн, двоюродный брат Дениса Давыдова — Евграф Давыдов, командовавший эскадроном лейб-гвардии Гусарского полка. Давыдов на картине написан почти в полный рост: высота полотна — 162 сантиметра. Главная загадка картины кроется в том, кто на ней. В течение ста лет считалось, что на портрете изображен другой герой войны 1812 года — известный поэт пушкинской поры Денис Давыдов. Но специалисты установили, что это не так.
После кончины Кипренского в Италии его полотна привезли в Россию морем, и в сопровождающей, в спешке сделанной описи картина значилась как «Портрет Давыдова в гусарском мундире». И только в 1948 году нашелся авторский реестр картин, где фамилия сопровождалась инициалами Е.В. Давыдов. Действительно, у Дениса Давыдова был младший брат — Евдоким Васильевич. Но он служил кавалергардом и никак не мог носить гусарский мундир. Зато у Давыдовых был кузен, гусар Евграф Владимирович. С 1962 года специалисты единогласны, что именно он изображен на портрете.
4. Самый «детский» русский художник
У художника и учителя императорской семьи (за обучение великих князей он получал пожизненную пенсию) Карла Лемоха была любимая тема — дети. Одна из самых знаковых его работ — «Новое знакомство». Эта картина почти как исторический документ, свидетельство простых будней крестьянской семьи, в которой только-только родился шестой малыш. Четверо детишек толпятся у двери, ожидая очереди заглянуть в колыбельку, над которой склонились повитуха и самая младшая девочка. А мать в это время отдыхает от родов на самодельной кровати.
5. Самый недооцененный жанр Петрова-Водкина
Ностальгия по разрушенным дворянским гнездам, скромный тихий быт крестьянских семей, бесценный уют домашних застолий XIX-XX веков — этими настроениями проникнут второй «мирный» раздел проекта.
Автор известного монументального полотна «Купание красного коня» Кузьма Петров-Водкин писал невероятно теплые натюрморты. На выставке есть его «Утренний натюрморт» 1918 года, где все предметы будто бы общаются друг с другом. Это такое осязаемое символическое утро нового мира: зеркальные бока металлического чайника отражают яичную скорлупу, граненый стакан преломляет серебряную ложку, лежащую на голубом блюдце. Рядом — букет полевых цветов в скромной стеклянной вазе. Не натюрморт, а целый микрокосмос.
Прямая речь
Какой он — дом в русской живописи?
Сергей Кривонденченков, куратор выставки «Художники о войне и мире»:
— Образ дома и семьи преобразовался с течением времени, ведь менялись мода, традиции, уклад жизни. Мы показываем разные интерьеры — от парадных залов дворцов до скромных квартир советской эпохи. Они похожи по жанровой структуре, но изобразительный язык и художественные образы различны. Произведения XIX века более миловидны и спокойны, работы XX века, напротив, приобретают надрыв и особую экспрессию.
Однако за внешней суровостью и живописными экспериментами таится все то же желание иметь собственный дом и любящую семью, стремление к уюту и душевному общению.
Конкретно
Когда смотреть
Выставка «Картины военной жизни» продлится до 16 января 2023 года.
Выставка «Дом и семья. Картины мирной жизни» работает до 6 марта 2023 года.