Сегодня завершает работу книжная ярмарка non/fiction

В этом году 24-я по счету ярмарка интеллектуальной литературы проходила в историческом здании Гостиного двора. Расположение его рядом с Кремлем и Красной площадью, его архитектура и интерьеры, сочетающие в себе классицизм со здоровым торговым духом, — все это создавало атмосферу уюта и одновременно стимулировало к тому, чтобы двигаться быстро и успеть посмотреть как можно больше. Что я и попытался сделать на выходные.

Первое, что привлекло внимание, — расположенный в самом центре стенд Альянса независимых издателей и книгораспространителей. Это не крупные, а порой и совсем маленькие издательства, которые не имеют выхода в главные книжные магазины. Поэтому я считаю большой удачей, что им отвели центральное место. Где еще могут собраться эти в хорошем смысле безумцы, тратящие свою жизнь на то, чтобы издавать интеллектуальную и потому нерыночную литературу?

Стенд порадовал. Почти пятьдесят издателей выставили здесь сотни книг, среди которых множество новинок. «Культурная революция» предлагала новые переводы Фридриха Ницше, а издательство «Дмитрий Сечин» — новые тома собрания сочинений полузабытой ныне главной поэтессы XIX века Евдокии Ростопчиной, о которой Федор Тютчев писал: «Знакомый голос… Голос чудный… То лирный звук, то женский вздох…» «Лимбус Пресс» выпустил продолжение проекта «Литературная матрица», где о писателях XIX века пишут современные литераторы от Андрея Битова до Сергея Шаргунова и от Валерия Попова до Ильи Бояшова. Прекрасное подспорье учителям литературы в школе.

Издательство «Альпина» отчаянно конкурирует с «Редакцией Елены Шубиной» по выпуску современных прозаиков

Можно долго перечислять. Но я, конечно, не мог не приобрести совсем уж экзотическую книгу совсем неизвестного издательства «Барбарис» «Лев Толстой и его вегетарианские сапоги», скромно изданную, но при этом изысканно иллюстрированную. 50 смешных и грустных историй автора «Войны и мира» и «Анны Карениной», который в перерыве между созданием «нетленок» шил сапоги и практиковал вегетарианство. Сапоги, кстати, тоже сохранились, не только романы.

Читать также:
Юрий Башмет: Никому из тех, кто бросил в трудную минуту свою страну, еще не становилось лучше

Толстому на ярмарке повезло. Высоколобое издательство «Ад Маргинем», которое специализируется на выпуске философской и культурологической продукции, неожиданно издало смешную и трогательную книгу Кати Гущиной для детей и их родителей «100 причин, почему плачет Лев Толстой» с дивными картинками. Ее на задней обложке рекомендует к прочтению наикрутейший современный филолог Андрей Зорин.

Но я несколько увлекся стендом, который мне понравился больше всего. А так, на ярмарке было все на месте и как всегда. Непрерывным потоком шли покупатели к стенду АСТ, к «Редакции Елены Шубиной». Здесь и новый роман Евгения Водолазкина «Чагин», который стал бестселлером, кажется, еще не успев выйти. И прекрасная книга Сергея Белякова о Георгии Эфроне. И новые романы Веры Богдановой и Анны Матвеевой. И переиздание романа Леонида Юзефовича «Костюм Арлекина» — первая часть цикла о русском сыщике Иване Путилине, которая была написана еще в 80-е годы и предвосхитила не только акунинский цикл о Фандорине, но и в целом модный ныне жанр «ретродетектива».

Издательство «Альпина» отчаянно конкурирует с «Редакцией Елены Шубиной» по выпуску современных прозаиков. Сегодня оно интригует романом новосибирского писателя Олега Постнова «Страх». Критики уже окрестили его новым Гоголем, Булгаковым и Борхесом в одном лице. Будем читать.

«Молодая гвардия» презентовала новинку Николая Долгополова, чьи биографии легендарных разведчиков давно находятся в списке бестселлеров. Книга называется «Легально о нелегальном». Это результат его совместного труда с Никасом Сафроновым, который создал серию портретов наших величайших разведчиков, а Николай Долгополов написал к ним очерки.

Конечно, на ярмарке было множество других издательств и тысячи книг. Все не назовешь.

Поверьте, ярмарка удалась.