Самый новогодний балет подарит ощущение чуда, Денис Мацуев явит все главные приметы своего стиля, Юрий Башмет и ансамбль «Солисты Москвы» отделят зерна от плевел, ансамбль «Березка» покажет русское хореографическое чудо, а оркестр Москвы «Русская филармония» задаст самый правильный темп для встречи Нового года.
Кто играет: Олеся Росланова, Дарья Бочкова, Александра Криса Екатерина Первушина, Даниил Росланов, Максим Афанасьев, Алексей Казанцев и труппа театра «Кремлёвский балет» в сопровождении симфонического оркестра радио «Орфей» (дирижер Сергей Кондрашев).
Что играет: П. Чайковский — «Щелкунчик».
Почему идти: «Щелкунчик» — самый новогодний и самый исполняемый балет в мире — на днях отметит свой юбилей: премьера спектакля состоялась 18 декабря 1892 года, и вот уже 130 лет без него в нашей стране немыслимы Новый год и Рождество. Традиционно в эти дни показывает «Щелкунчика» и театр «Кремлевский балет»: благодаря кремлёвскому спектаклю уже несколько поколений москвичей познакомились с искусством классического танца. Сказочной красоты декорации, полторы сотни фантазийных костюмов, танец Феи Драже под звучание диковинного инструмента челесты, знаменитые «Вальс снежинок» и «Вальс цветов» — всё это будет и на нынешних юбилейных показах. И, конечно же, волнующее предвкушение чуда: балет, проникнутый благородством и человечностью, верой в добро и стремлением к идеалу, дарит это чувство каждому зрителю.
Где, когда, сколько: Государственный Кремлевский Дворец; 8 и 19 декабря,14 января; 500 — 6 000 руб.
Кто играет: Денис Мацуев, Российский национальный молодёжный симфонический оркестр (дирижер Дмитрий Юровский).
Что играет: Р. Шуман — Увертюра к опере «Геновева», Л. ван Бетховен — Концерт № 3 для фортепиано с оркестром, Н. Римский-Корсаков — «Испанское каприччио», С. Прокофьев — Концерт № 3 для фортепиано с оркестром.
Почему идти: Героический пафос бетховенского творения с одной стороны и жизнелюбивая радость сочинения Прокофьева — с другой: налицо главные приметы мацуевского пианизма. А в качестве обрамления двух фортепианных концертов — полная небесной страсти увертюра к опере Шумана «Геновева» и полное страсти земной «Испанское каприччио» Римского-Корсакова в исполнении РНМСО, который буквально на глазах превращается в один из лучших оркестров России.
Где, когда, сколько: Концертный зал им. Чайковского; 10 декабря; 7 000 — 15 000 руб.
Кто играет: Государственный хореографический ансамбль «Березка» имени Н.С. Надеждиной.
Что играет: Программа «Русское хореографическое чудо».
Почему идти: Свой юбилейный, 75-й сезон легендарный ансамбль «Березка» откроет новой программой, в названии которой точно отражена его суть — русское хореографическое чудо. Статные красавицы, с поразительной синхронностью плетущие кружева хороводов под переливы музыки, в танце создают множество смыслов. Тайну «плывущего шага» (когда кажется, что танцовщицы стоят на месте, а движется сцена под ними) хранит уже четвертое поколение «Березки». Кто-то подсчитал, что за всю историю этого танца девушки прошли своим фирменным шагом почти 50 тысяч километров — больше длины экватора Земли. 12 декабря этот рекорд увеличится еще на пару километров — на кремлевской сцене будут показаны лучшие номера за все годы истории «Березки».
Где, когда, сколько: Государственный Кремлевский Дворец; 12 декабря; 500 — 12 000 руб.
Кто играет: Камерный ансамбль «Солисты Москвы» (дирижер и солист Юрий Башмет).
Что играет: Г. Канчели — Time and again, К. Бодров — «Отражения» темы 24-го каприса Паганини в стиле Бетховена, Брамса, Чайковского, Прокофьева и Берга, Р. Леденев — «Метаморфозы темы И. С. Баха» для альта и струнных, А. Шнитке — «Трио-соната» (обработка для камерного оркестра).
Почему идти: Музыка последних десятилетий редко звучит в наших концертных залах, что обидно и непредусмотрительно — так ведь можно пропустить рождение новых Прокофьева и Шостаковича (а то и Баха с Бетховеном). Юрий Башмет и ансамбль «Солисты Москвы», как никто другой, умеют отделять в современной музыке зерна от плевел. В их новой программе — противостояние мечты и непредсказуемой реальности (Time and again Канчели), тончайшая игра гармоний и тональностей («Отражения» Бодрова), несуетная проникновенность («Метаморфозы темы И. С. Баха» Леденева) и плотный сгусток драматизма («Трио-соната» Шнитке). В общем, будет что послушать и, главное — что услышать:
Где, когда, сколько: Концертный зал им. Чайковского; 5 декабря; 400 — 1 500 руб.
Кто играет: Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония», солисты Дарья Зыкова и Сергей Писарев.
Что играет: Песни из репертуара Хулио Иглесиаса, Дайаны Росс, Селин Дион, Шарля Азнавура, Лайзы Минелли, Барбары Стрейзанд и др.
Почему идти: Сопрано Дарья Зыкова и тенор Сергей Писарев хорошо поднаторели в классическом вокале — как солисты Большого театра и «Новой оперы» соответственно. Однако это не только не мешает, а помогает им принимать участие в концерте с романтичным названием Only You. Ведь песни, каждая из которых — вдохновенное признание в любви, украсят репертуар любого вокалиста, включая оперных. А прекрасные голоса в свою очередь украсят одну из самых популярных программ оркестра «Русская филармония».
Где, когда, сколько: Московский международный Дом музыки; 11 декабря; 3 000 — 5 000 руб.
Кто играет: Московский государственный симфонический оркестр (дирижер Иван Рудин), театра «Странствующие куклы господина Пэжо».
Что играет: Фрагменты произведений С. Прокофьева, Й. Гайдна, К. Дебюсси, И. Дунаевского, И. Штрауса, В. А. Моцарта и П. Чайковского.
Почему идти: Театр «Странствующие куклы Господина Пэжо» и «Волшебный оркестр» под руководством Ивана Рудина вовлекут детей и их родителей в новогоднее музыкально-сказочное действо. Сквозь пространство и время они полетят на межгалактическом корабле к созвездию Большой Валторны, где живут существа, познавшие секрет музыкальной гармонии и тщательно оберегающие его. Юные зрители, конечно же, разгадают этот секрет, а концертный зал «Зарядье» на два дня погрузится в атмосферу волшебства.
Где, когда, сколько: Концертный зал «Зарядье»; 10 и 11 декабря; 500 — 3 000 руб.
Кто играет: Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» (дирижер Фабио Мастранджело), солистка Дарья Зыкова.
Что играет: Произведения И. Штрауса.
Почему идти: Каждой эпохе в истории человечества соответствует свой танец. Средневековая знать чинно вышагивала в менуэтах, а романтичные аристократы позапрошлого века кружились в вальсе. С тех пор в моду входили и выходили десятки разных танцев, но наш старый знакомец еще актуален. И вот опять симфонический оркестр «Русская филармония» исполнит «Сказки венского леса», «На прекрасном голубом Дунае» и другие мелодии «Короля вальса» Иоганна Штрауса, перекидывая мостки из прошлого в настоящее и задавая самый правильный темп для встречи Нового года.
Где, когда, сколько: Московский международный Дом музыки; 5 декабря; 2 000 — 5 000 руб.
Кто играет: HighTime Orchestra.
Что играет: П. Чайковский — фрагменты из музыки балетов «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица».
Почему идти: «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространилась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору», — когда-то писал Чайковский. Его балеты «Щелкунчик», «Лебединое озеро» и «Спящая красавица», отмечены тем волшебством, в котором и состоит секрет классики. Теперь эта музыка прозвучит в прекрасном «классическом» уголке Москвы — Золотом зале музея «Царицыно». И исполнит ее расширенный состав оркестр HighTime Orchestra, как и положено настоящим волшебникам, — при свечах.
Где, когда, сколько: Золотой зал музея-заповедника «Царицыно»; 9 декабря; 2 500 — 5 000 руб.
Кто играет: Концертный симфонический оркестр Московской консерватории под управлением Анатолия Левина.
Что играет: И. Брамс — Симфония № 3, К. Дебюсси — «Послеполуденный отдых фавна», Э. Шоссон — «Поэма», Ж. Массне — «Размышление» (версия для виолончели с оркестром), К. Сен-Санс — Интродукция и Рондо-каприччиозо, А. Томази — Концерт для трубы с оркестром (II часть).
Почему идти: Коллектив, созданный в 2007 году по инициативе маэстро Геннадия Рождественского, отпразднует юбилей в Большом зале консерватории, резидентом которого он является с момента своего основания. За эти годы оркестр дал десятки концертов с нашими лучшими дирижерами, в числе которых был его легендарный основатель Г. Рождественский, а также А. Лазарев, В. Спиваков, М. Плетнев, В. Юровский, А. Рудин и многие другие. Свое 15-летие коллектив отметит выдающейся по красоте программой, а в сольных партиях свое мастерство продемонстрируют участники оркестра — Михаил Трофимов и Елена Мамонтова (флейта), Степан Бачевич (труба), Елена Корженевич и Анна Савкина (скрипка), Татьяна Романенкова (виолончель).
Где, когда, сколько: Большой зал консерватории; 10 декабря; 500 — 1 500 руб.
Кто играет: Анджей Белецкий, Всеволод Гривнов, Станислав Ли, Максим Пастер, Михаил Головушкин, Камерный оркестр Московской консерватории (дирижер Феликс Коробов).
Что играет: С. Рахманинов — «Скупой рыцарь» (опера в концертном исполнении).
Почему идти: Проект «Возрождение русской оперной классики», продолжится «Скупым рыцарем» — полузабытым шедевром Рахманинова по одноименной поэме Пушкина. Эта «опера-перевертыш» отрицает все жанровые клише: в ней нет женских ролей, отсутствуют замкнутые арии и ансамбли, а вместо привычных для Рахманинова певучих кантилен — почти сплошь речитативы. Тем не менее опера, в которой нет места не только светлой лирике, но и даже малейшей надежде на счастливый исход, по словам одного из рецензентов, «имеет пленительное свойство захватывать душу». И это, пожалуй, главное.
Где, когда, сколько: Рахманиновский зал консерватории; 6 декабря; 500 — 1 200 руб.
Кто играет: Государственный камерный оркестр России (дирижер и солист Алексей Уткин), солист Федор Строганов, ведущая Наталия Сурнина.
Что играет: Г. Ф. Гендель — Концерт для органа, струнных и basso continuo, Ф. Пуленк — Концерт для органа, литавр и струнных.
Почему идти: Концерт из цикла «Голоса органов мира» представляет программу из двух непохожих друг на друга сочинений. Оживленное генделевское барокко с четко очерченными мелодиями и изобилием танцевальных ритмов радует слух и не требует от слушателя чего-то большего. С ним контрастирует степенный и строгий Концерт Пуленка, написанный, по словам самого композитора, когда в нём «проснулся потомок богобоязненных горцев, искавших в религии утешения от земных горестей». Разобраться в тонкостях обоих произведений поможет музыковед Наталия Сурнина, автор и ведущая циклов «Голоса органов мира» и «Знакомство с органом».
Где, когда, сколько: КЗ «Филармония-2»; 7 декабря; 200 — 600 руб.