Самый знаменитый оперный театр мира — миланский «Ла Скала» — открыл сезон премьерой оперы Мусоргского «Борис Годунов» в постановке именитого датского режиссера Каспера Хольтена и известного итальянского дирижера Риккардо Шайи, который сегодня возглавляет «Ла Скала». Большинство партий исполняют российские певцы, а в роли царя Бориса, быть может, самый знаменитый сегодня бас в мире, наш соотечественник Ильдар Абдразаков. Вся политическая и культурная элита Европы стоя аплодировала на премьере русской оперы. Сразу после спектакля Ильдар Абдразаков дал эксклюзивное интервью «РГ».
Ильдар, «Борис Годунов» — это уже ваше шестое открытие сезона театра «Ла Скала»…
Ильдар Абдразаков: Да, были «Моисей и фараон» Россини, «Ифигения в Авлиде» Глюка, концерт, «Аттила» и «Макбет» Верди. И это всегда большая концентрация и огромное волнение. А сегодня, когда театр несмотря на все внешние факторы не изменил своего решения и открывает сезон русской оперы — это особая, ни с чем не сравнимая для меня ответственность. И, конечно, такие моменты запоминаются на всю жизнь…
Все боялись каких-нибудь эксцессов и провокаций…
Ильдар Абдразаков: Никого не хотелось бы обижать. Но было не то, что опасение, а ощущение того, что ты выйдешь на репетицию с хором или с оркестром и кто-то, может быть, будет смотреть не так или скажет что-то нелицеприятное. А то мешать петь, мешать выступлению. Но, к счастью, ни на репетициях, ни на предпремьерных показах, ни на открытии сезона ничего подобного не случилось. Все было прекрасно и дружественно, мы говорили на языке музыки.
Эта ваш четвертый Борис…
Ильдар Абдразаков: Да. Мой Борис Годунов родился летом 2018 года в Париже, тогда дирижировал Владимир Юровский. Потом были спектакли в Большом театре с Туганом Сохиевым. И, кстати, в январе следующего года я вернусь в Большой — запланировано два спектакля «Борис Годунов». А перед поездкой в Милан я пел Бориса во Владивостоке с Валерием Гергиевым.
Образ русского самодержца, предложенный Каспером Хольтеном, отличается самобытностью?
Ильдар Абдразаков: И да, и нет. Как часто происходит в постановках европейских режиссеров, Бориса постоянно преследуют видения с «кровавыми мальчиками». Но при этом Хольтен трактует образ Бориса как шекспировскую драму — «Макбет» или «Ричарда III».
Участь басов — короли и деспоты… Вы когда-нибудь считали сколько у вас было выходов в том или ином театре?
Ильдар Абдразаков: Вообще я не веду скрупулезно статистику. На цифрах и рекордах не зациклен. Но в «Ла Скала», если не считать семи запланированных спектаклей «Борис Годунов», у меня уже в активе 88 спектаклей и концертов.
С «Ла Скала» уже есть и дальнейшие договоренности?
Ильдар Абдразаков: Да. Следующей моей премьерой будут «Сказки Гофмана» Оффенбаха в постановке известного итальянца Давиде Ливерморе. Он обещает создать настоящую киносказку…
Несмотря ни на что и даже на то, что некоторые ваши коллеги попали под запрет, их международная карьера оказалась на паузе, у вас очень активный международный сезон, где есть и лондонский «Ковент-Гарден», и Зальцбургский фестиваль…
Ильдар Абдразаков: Когда я приехал в Зальцбург и встретился с великим маэстро Риккардо Мути, мы вдруг поняли, как сильно соскучились друг по другу. Когда мы увиделись, мы первые минут двадцать, наверное, просто разговаривали о жизни…
А перед самым выступлением выяснилось, что я перепутал концертные туфли: вместо черных, о ужас, взял красные! Но при всей своей строгости, о которой ходят легенды, маэстро Мути отнесся к ситуации с юмором и разрешил мне выйти на сцену в красных туфлях. О них потом все газеты написали… И опять-таки все было очень дружелюбно и даже восторженно. Все встречи со зрителями были очень теплые. Европейская публика по-прежнему очень ждет и ценит российских музыкантов. А мои европейские коллеги и сейчас постоянного говорят мне о том, что они готовы приехать в Россию в любой свободный в расписании момент. Они ждут только приглашения.
И ваш график международных выступлений ревизии сейчас не подвергся?
Ильдар Абдразаков: Какие-то изменения, конечно, произошли. Но в большей степени по семейным обстоятельствам, а не политическим причинам. Все важные, ключевые концерты и постановки никто не дезавуировал. Я только сам поставил на паузу свои отношения с «Метрополитен Оперой»: отменил участие в «Силе судьбы» Верди и «Ромео и Джульетте» Гуно.
Почему?
Ильдар Абдразаков: Из солидарности со своими коллегами Анной Нетребко и Хиблой Герзмава. То, как с ними поступил театр, это за гранью. Мою глубокое убеждение, что люди искусства должны сохранять нейтралитет, тем самым своим искусством продолжать объединять народы и страны.
А можно ли в ближайшее время ждать от вас новых партий?
Ильдар Абдразаков: Обязательно! Мне нужно доделать Скарпиа в «Тоске» Пуччини, выучить «Дон Кихота» Масне и Фиеско из «Симона Бокканегры» Верди. Наверное, и Закарию в вердиевском «Набукко» тоже пора выучить. Сегодня пока такой этап, когда я буду петь те партии, которые у меня уже есть в багаже. Но параллельно, конечно, я буду работать и над новыми, быть может, и неожиданными образами.
И трудно поверить, что при этом вы находите время и желание надевать пятидесятикилограммовый костюм Дракона и под собственную фонограмму выходить целый сезон в популярном телешоу…
Ильдар Абдразаков: Почему бы и нет? Я — башкир. Мои предки — кочевники, которые на лошадях переезжали с одного места в другое. То же самое у меня и в жизни, и в душе. Я — свободолюбивый человек и не люблю ограничивать себя какими-то рамками и исполнять только классический репертуар. У меня ГОЛОС! Сейчас шарфиком его обвяжу, чайку попью и пойду петь классику. Я это делал на протяжении двадцати лет. Мне кажется, что жизнь тем и интересна, чтобы идти вперед, преодолевая какие-то барьеры, а не банально плыть по течению и переезжать из одного театра в другой в калейдоскопе часто, по сути, одинаковых постановок. Сейчас я хочу что-то немножко поменять, привнести в свою творческую жизнь и нечто новое, не расставаясь, естественно, с оперой.
Кстати
Впервые в Италии «Бориса Годунова» Мусоргского услышали именно в «Ла Скала» в 1909 году. В 1979-м, в постановке Юрия Любимова, опера дала старт новому сезону театра — оркестром тогда дирижировал Клаудио Аббадо, а его ассистентом был Риккардо Шайи. На этот раз в Милане звучит музыкальная редакция 1869 года.
В спектакле, кроме Ильдара Абдразакова также заняты: Норберт Эрнст (Василий Шуйский), Айн Ангер (Пимен), Дмитрий Головнин (Григорий Отрепьев), Алексей Марков (Андрей Щелкалов), Станислав Трофимов (Варлаам), Александр Кравец (Мисаил), Ярослав Абаимов (Юродивый), Анна Денисова (Ксения), Лилли Йорстад (Федор), Мария Баракова (Хозяйка корчмы).
Следующие спектакли состоятся 10, 13, 16, 20, 23, 29 декабря