Юрий Башмет: Никому из тех, кто бросил в трудную минуту свою страну, еще не становилось лучше

Юрий Башмет открыл свой традиционный Зимний фестиваль искусств в Москве, который в феврале переместится в Сочи. Накануне выдающийся альтист и дирижер стал гостем «Российской газеты».

Да, прошедший год в культурных сферах стал для многих испытанием на прочность. Много интересного поклонники и почитатели узнали и услышали о тех, кого считали «культовыми» и «кумирами». Так иногда случается: нас время проверяет — кто чего на самом деле стоит. Юрий Башмет — как прежде, так и сейчас уверен: никому из тех, кто бросил в трудную минуту свою страну, еще не становилось и не станет лучше. «Если тебя дома любили и уважали, то уезжать, когда встал выбор между личным интересом и болью народа, — это эгоизм».

Зато к Башмету по-прежнему на фестивали приезжают мировые звезды. Кто? Как музыкант стал поневоле прототипом главного героя модного когда-то романа «Альтист Данилов» (умевшего легко перелетать во времени и пространстве)? Что подсказал ему однажды сам Сергей Рахманинов? Об этом тоже разговор на «Деловом завтраке» в РГ.

Если дружба, то навсегда

Юрий Абрамович, вы говорите — переволновались, сразу стали звонить, узнав, что заболел Никита Михалков. Успокоились, только когда поговорили и узнали, как у него дела. Сегодня кажется, что это редкий, удивительный талант — умение дружить. Талант обременительный, но — нужный. Дружба, по-вашему, — счастье или крест?

Юрий Башмет: Конечно, это счастье. У меня так получается, что если я дружу с Александром Чайковским, то это на всю жизнь. Так было и с Альфредом Шнитке. Также и с Никитой Михалковым. Еще могу назвать несколько имен. Мало кто из моих друзей совершал какой-то нелицеприятный поступок и переставал быть моим другом. И это, я считаю, тоже счастье.

У вас по всему миру множество друзей, приятелей-коллег. И что теперь, когда руководители известных зарубежных фестивалей стали делать политические заявления, отказываться от участия русских? Казалось, трудно найти большего русофила и поклонника Гергиева и Башмета, чем руководитель музыкального фестиваля в Вербье Мартин Энгстрём. У вас остался с ним хотя бы неофициальный уровень отношений?

Юрий Башмет: Когда все началось, шел мой фестиваль в Сочи. Единственным человеком, звонок которого мне понравился, был немец Раймунд Тренклер из Кронбергской академии, где я в листе основателей (в этой академии для талантливой молодежи преподают ведущие музыканты современности. — «РГ»). Он у меня сразу попросил прощения и… разрешения вычеркнуть меня из списка основателей. Он сказал так: «Я не хочу, чтобы тебя, как говорится, спалили. Потому что Гергиева уже палят»… Мы об этом тогда еще не знали. Я ему ответил: «Бесконечно ценю такой разговор. Жизнь, надеюсь, на этом не прекращается. Так что ты ни в чем не виноват».

Я же понимал, о чем идет речь. Главный спонсор академии за некоторое время до февральских событий выразил свое отношение к России. А поскольку он спонсор, — там прямая связь, как дважды два четыре.

Художественный руководитель фестиваля в Вербье Мартин Энгстрём — вообще лауреат моей премии им. Шостаковича. У него был день рождения, я его поздравил, он поблагодарил. Потом он поздравил меня, но это уже носило формальный характер. Вообще я доволен, что отдыхаю от фестиваля в Вербье. Он мало что принес моей карьере. Этот фестиваль хорош для открытия новых имен.

Вопреки всем нынешним тенденциям вам удалось пригласить таких дирижеров, как Теодор Курентзис и Юстус Франтц, на Зимний фестиваль в Сочи. В Концертном зале Чайковского в рамках московского фестиваля выступят итальянцы Tenores di Bitti. Тут дело в ваших добрых отношениях, в их смелости?

Юрий Башмет: Юстуса я знаю много лет. Лет пять назад он показывал мне свой манифест, где он ругает Запад и очень хвалит Россию. Юстус — наш. У него жена русская, между прочим хорошая скрипачка. Курентзис — талантливый, очень известный человек. Он категорически не поддерживает русофобию и об этом не раз громко заявлял.

Мало кто из моих друзей совершал нелицеприятный поступок и переставал быть другом

Музыкантам из Tenores di Bitti перед поездкой мы задали очень точные вопросы. «Как только станет понятно, что вы поедете в Россию, на вас будет оказано определенное давление — вас это не испугает?». Они ответили: «Искусство должно людей объединять, а не разъединять». Они уверены: в родной Сардинии они — национальное достояние, поэтому их все защитят. И согласились участвовать в фестивале, несмотря на то, что в Москву им лететь с несколькими пересадками. С Сардинии на материковую Италию, оттуда в Стамбул с долгой и неудобной стыковкой…

На парящем мосту

Вы человек-проект, человек-оркестр. Сколько у вас фестивалей?

Юрий Башмет: А я даже не могу ответить на этот вопрос. Много.

Хотя бы примерно?

Юрий Башмет: Больше десяти. Было бы еще больше. Но потом зарубежные фестивали временно отпали: что-то перенеслось, что-то отменилось. У нас много гастролей и отдельные спецпроекты, в которых серьезное участие принимает Всероссийский юношеский оркестр. Мы играли с ним «Реквием» Кузьмы Бодрова на парящем мосту ровно в четыре часа утра 22 июня. Сыграли на Байконуре, где была построена сцена у старта номер один, к юбилею полета Гагарина. Сыграли на Мамаевом кургане в честь 75-летия Победы.

Но главный ваш проект сегодня — Зимний фестиваль искусств. Событий в московской и сочинской афишах множество…

Юрий Башмет: Пять лет назад, когда я обратился к мэру столицы Сергею Семеновичу Собянину с идеей провести московский фестиваль, он, не задумываясь, сказал: «Прекрасно, давай делать». Теперь фестиваль процветает. Интерес к нему огромный. В этом году открытие в МХТ им. Чехова совпало с днем рождения Кости Хабенского… У нас запланировано несколько премьер, будут и музыкально-поэтические вечера.

Кстати, а не планируете пригласить и поработать с донбасскими коллективами?

Юрий Башмет: Многие музыканты из ДНР и ЛНР приедут на фестиваль в Сочи, где мы проведем несколько «академий» по разным направлениям. Педагоги из Донецкой консерватории вместе со студентами, заведующими кафедрой народного пения, дирижеры-хоровики проведут в Сочи мастер-классы.

В чеховском МХТ 27 января в рамках фестиваля покажут «Истории любви» по Чехову, Горькому, Булгакову, Вампилову. В ролях ведущие артисты — Игорь Золотовицкий, Авангард Леонтьев, Ирина Пегова. Как вам со звездами, а им с вами работается?

Юрий Башмет: Я еще не начал с ними работать (смеется). Удивительно, но когда их приглашали, они не ссылались на плотный график и большую занятость — мгновенно согласились. В ту минуту мне уже стало ясно: у нас все получится.

Как, например, возник спектакль «Кроткая» с Гармашом? Мы встретились случайно в курилке театра «Современник» во время нашего спектакля с Костей Хабенским «Не покидай свою планету». Гармаш говорит: «Давай вместе сделаем что-нибудь большое». До этого мы уже несколько раз выступали вместе — он читал текст, а мы играли музыку. Ему хотелось большую совместную постановку, спектакль. Спрашиваю: «Идея есть?» Он говорит: «Кроткая». Я сделал вид, что я образованный, начитанный: «Да-да, конечно». А сам думаю: что это за «Кроткая»? Договорились.

Потом у нас была репетиция в Клину на Фестивале имени Петра Ильича Чайковского, где Гармаш представлял проект «Чехов-Чайковский» — «Ч+Ч» по переписке писателя с композитором. Пошли покурить — он мне признался, что ушел из театра. Моя мгновенная реакция: «Прекрасно. Теперь у нас есть время для того, чтобы заняться твоей «Кроткой»!»

После чего я наконец прочел «Кроткую» Достоевского. Музыку нам написал современный композитор Кузьма Бодров. А Малый театр в лице Юрия Соломина предоставил нам свой божественный зал, невероятной красоты с прекрасной акустикой. Поддержал — несмотря на то, что мы не труппа этого театра.

Солдатами не рождаются

Вы вспомнили про ваш с Хабенским проект по «Маленькому принцу» Экзюпери — вот он, конечно, стал «бестселлером». Побил, наверное, рекорды — сколько раз уже сыграли вы спектакль «Не покидай свою планету»?

Юрий Башмет: В «Современнике» мы отметили сотый спектакль. Потом Костя перешел в МХТ, и спектакль тоже переехал в МХТ…

Идея соединения литературы и музыки — чем она для вас ценна?

Юрий Башмет: Это глубокая тема. У нас был один из первых проектов с Костей, перенасыщенный словом и музыкой. Костя читал «Калигулу», а мы играли Шуберта. Очень концентрированная музыка и очень концентрированный текст. Но и там мы нашли акценты, которыми обменивались со слушателями.

Работая над литературно-музыкальными проектами, я открываю многое. «Ч+Ч» — очень интересная переписка Чехова и Чайковского: как они друг к другу относятся, как вспоминают забавные бытовые эпизоды — и все это, пусть косвенно, вплетается в их творчество…

Среди моих любимых примеров — третья симфония Бетховена и «Метаморфозы» Рихарда Штрауса. В своей Третьей симфонии Бетховен сделал посвящение Наполеону как великому реформатору. А тот уже успел назвать себя «императором». Разочарованный Бетховен взял и зачеркнул посвящение, назвал сочинение просто «Героическая симфония». А после краха Наполеона заметил: не зря в симфонии звучит похоронный марш.

Читать также:
Год возвращений: самые ожидаемые альбомы 2023 года по версии обозревателя "РГ"

У Рихарда Штрауса в «Метаморфозах» невероятно красивая музыка. В самом конце этого произведения незаметно проходит тема похоронного марша из Третьей симфонии Бетховена. Узнаю: рабочим названием этого произведения было — «Реквием по погибшей Германии». И написано оно было сразу после разгрома немцев в Сталинградской битве.

Что еще привлекает внимание в афише московского фестиваля — премьера спектакля «Живые и мертвые» по Константину Симонову. Книга не то чтобы забытая — но совершенно несправедливо отодвинутая из первого ряда литературы. Сегодня и вовсе созвучная времени. Чем интересен ваш спектакль?

Юрий Башмет: У нас рождались разные проекты. И это самый неожиданный. Трилогия Константина Симонова — «Живые и мертвые», «Солдатами не рождаются» и «Последнее лето» — очень честно рассказывает о той войне. В проекте прозвучит совершенно новая музыка Валерия Воронова в исполнении «Солистов Москвы». Но мы создаем спектакль не по всей трилогии, а только по второй книге «Солдатами не рождаются». Сначала сыграем 2 февраля в честь 80-летия победы в Сталинградской битве на площади перед железнодорожным вокзалом Волгограда. Это будет предпремьерный показ. А целиком спектакль сыграем в Театре им. Гоголя 5 февраля.

Юрий Башмет: Никому из тех, кто бросил в трудную минуту свою страну,  еще не становилось лучше

А еще к спектаклю имеет самое прямое отношение очень красивая и талантливая женщина — Полина Агуреева…

Юрий Башмет: Да, но она на сцену не выйдет, она — режиссер. Главные роли исполнят Илья Шакунов, Алексей Вертков, Николай Чиндяйкин, Юрий Беляев. А Полина, кстати, родилась в Волгограде. И у нее есть опыт постановки драматических и музыкально-драматических спектаклей. Ее хвалят режиссеры. Не каждый, замечу, режиссер у нас откликнется на имя Симонова. Это большая, серьезная работа — превратить сложную книгу, построенную на фронтовых рассказах, в сценарий. Полина справится.

Рахманинов подсказывает

Нынешний год — год Сергея Рахманинова. 1 апреля исполнится 150 лет со дня его рождения. Как будете отмечать юбилей композитора?

Юрий Башмет: В рамках московского фестиваля 7 февраля в ГЭС-2 пройдет необычный концерт, где будет соединена музыка Сергея Васильевича с большим визуальным рядом. Причем это не мы придумали. Нам подсказал сам Рахманинов своей редко исполняющейся поэмой «Остров мертвых».

Раньше на каждом шагу меня спрашивали: вы прообраз альтиста Данилова? Конечно, нет

У вас три оркестра — «Солисты Москвы», «Новая Россия» и Всероссийский юношеский оркестр. Как они финансируются? Есть ли у них спонсоры? Никто из них не отказался от поддержки, сославшись на сложные обстоятельства?

Юрий Башмет: Нет, спонсоры не отказались. И я думаю, что не откажутся. Во Всероссийском юношеском оркестре у нас ротация — выступают музыканты от 10 до 22 лет. Как только музыканту исполняется 22 года, мы с ним расстаемся и освобождаем место для новеньких. У нас нет задачи собирать звездочек по всей стране и потом зарабатывать на них. Наша задача — их воспитывать, учить и дальше следить за ними по возможности. Проекту десять лет, и он живет на президентский грант.

«Новая Россия» — это государственный оркестр. У него большой президентский грант. Когда впервые появились гранты для симфонических оркестров, мы получили его следом за оркестрами Большого, Мариинского театров, Большим симфоническим… А что касается «Солистов Москвы», то на протяжении многих лет нас мощно поддерживает Леонид Михельсон. Плюс хозрасчет, то есть концерты, которые мы даем. Но государство тоже поддерживает «Солистов Москвы».

Пятнадцать лет назад вы с «Солистами Москвы» получили «Грэмми» за альбом со Стравинским и Прокофьевым. Но это на CD — а среди самых известных ваших пластинок доинтернетовской эпохи был виниловый диск «Концерт для альта» Альфреда Шнитке». Сегодня никто не записывает альбомы, все записывают плей-листы. Пришествие интернета повлияло на звукозаписи академической музыки?

Юрий Башмет: Это зависит от поколения. Сейчас совсем молодые и подрастающие вряд ли будут себе покупать аппаратуру и слушать винил…

Да нет же, как раз покупают. Традиция вернулась — или мода пришла.

Юрий Башмет: Конечно, сегодня винил — для фанатов. Теперь проще взять свой айфон, как это делают и мой внук, и внучка, и дети. Хотя на виниле гораздо живее звук. Там другой воздух. Мне нравится, как на нем звучит гитара, слышны все переходы… А возвращаются к винилу только те, кому это действительно важно. Меня удивил один из бывших мэров города Новокуйбышевска — мы с ним давно знакомы. В этом городе есть даже музыкальная школа имени Юрия Башмета. Рассказывает как-то: слетал в Москву и вернулся с пятью или шестью виниловыми пластинками в сумке. На него посмотришь — ни за что не скажешь, что ему вообще интересна музыка. При этом он хорош собой, спортивного телосложения. Но он мои сомнения развеял: «Ты же все никак не приедешь ко мне в гости. А у меня там ламповый усилитель, динамики стоят в другой комнате…».

Современные композиторы учитывают, что слушатели изменились, у них теперь клиповое мышление, иное восприятие. Или как писали симфонии по канону, так и пишут?

Юрий Башмет: Я думаю, что композиторы больше озабочены поисками оркестров, которые будут исполнять их музыку. Знаете, что означала знаменитая фраза Дмитрия Дмитриевича Шостаковича: «Ура! Заболел». Его заболевание — творческий процесс, поиск мелодии. Наверное, сегодня тем, кто пишет музыку на электроинструментах, важны эффекты, синтезаторы. А академический композитор болеет тем же: постоянно думает о мелодии.

Ключевой вопрос

Раньше вас часто спрашивали о герое романа Владимира Орлова. А зарубежные издатели сопровождали «Альтиста Данилова» вашей фотографией. Поскольку вас считали прототипом этого героя…

Юрий Башмет: Когда-то мне было трудно завоевывать сцену здесь, в Советском Союзе. По одной простой причине: альтистов здесь не жаловали. Это не значит, что их не было совсем, — был прекрасный Бориславский, я дружил с Юрием Крамаровым. Моего учителя Федора Серафимовича Дружинина приглашала Тбилисская консерватория. Он сыграл там премьеру, концерт Бартока — и гастролировал с замечательным московским камерным оркестром. Но чем больше узнавали оркестр, тем меньше он играл на альте. А не надо забывать, что он был блестящим альтистом…

И все же, есть ли что-то общее у вас с альтистом Даниловым? Или это миф?

Юрий Башмет: Однажды в виде эксперимента, сроком на год, по линии Союзконцерта меня пригласили представлять альт как сольный инструмент. Произошло это благодаря выдающемуся альтисту — Дмитрию Шебалину. Он жил на Николиной горе. И мы с ним были хорошо знакомы. Я начал ездить с концертами по городам Советского Союза. И на каждом шагу меня спрашивали: вы прообраз альтиста Данилова? Конечно, нет.

Наконец, я решил в свою телепрограмму «Вокзал мечты» пригласить автора вместе с прототипом, если он есть. Они пришли. Владимир Орлов представил альтиста, это был его друг Владимир Грот, работавший в оркестре Большого театра. Высокий, с бородкой, худощавый и игравший на альте работы Маттиаса Альбани. А я вообще до романа «Альтист Данилов» не знал, что такой мастер есть. Тогда я воспринимал эту книгу как попытку сделать копию «Мастера и Маргариты». Но только хуже. Хотя там были сильные профессиональные моменты. Прошло несколько лет, меня перестали расспрашивать.

Зато мой друг Саша Чайковский написал оперу «Альтист Данилов», посвященную мне.

Не пропустите

5 событий Зимнего фестиваля искусств

— Концерт в день рождения Юрия Башмета (КЗ им. Чайковского, 24 января);

— Литературно-музыкальный вечер «Истории любви» (МХТ им. Чехова, 27 января);

— «Классика встречает джаз» — Юрий Башмет и Игорь Бутман (КЗ им. Чайковского, 29 января);

— «Живые и мертвые. Солдатами не рождаются» (Московский драматический театр им. Гоголя, 5 февраля; Сочи, Зимний театр, 17 февраля);

— Ильдар Абдразаков. «Посвящение Федору Шаляпину» (Зимний театр, Сочи, 18 февраля).

P.S.

Прошлым летом, когда вам вручали Звезду Героя в Кремле, вы сказали: теперь осталось самого себя убедить, что «я герой». Прошло полгода, в нынешнем январе, двадцать четвертого, у вас юбилей, может, хотя бы к этой дате успели «убедить» себя?

Юрий Башмет: Думаю, если такое осознание придет, то уже после меня. Это не я буду определять. Все в жизни меняется, все в развитии, все повторяется.

Раньше у меня спрашивали: какая у вас мечта? Я отвечал: «Я хотел бы, чтобы Бах, Брамс, Чайковский и Рахманинов сочинили для меня концерт». Лет десять мне казалось: лучше не ответишь. А однажды я вдруг понял: чем альтовые сочинения Шнитке, Губайдулиной, Саши Чайковского — не новый Брамс?

Вот и сейчас думаю: главное, чтобы оставалось желание ожидать чего-то от жизни. И оно у меня есть.