«В чем сила, брат?»: Баста, Feduk и Shortparis выпустили альбом «Поколение Брат»

Это трибьют-альбом, записанный музыкантами нового поколения в честь культовых фильмов конца 90-х — начала «нулевых» — «Брат» и «Брат-2». Символично, что желающих перепеть те давние хиты уже в новых ритмах и с актуальным сегодня звуком оказалось немало. Но продюсеры релиза отобрали для него только наиболее знаковых и популярных артистов.

В итоге в диск попали четыре песни «Наутилуса Помпилиуса» из «Брата» и шесть из «Брата-2», известных по изначальному исполнению звезд тех лет — «Смысловых Галлюцинаций», «Би-2», «Агаты Кристи» и других.

Баста взял для себя, пожалуй, самую популярную и востребованную — «Вечно молодой», исполнил в рэперских традициях, добавил свои речитативы, которых в песне изначально не было. Спел под ритм и переборы акустической гитары. Но получилось претенциозно, предсказуемо. С гонором вместо отчаяния. Откуда-то взялась даже эпизодическая цыганщина… Хотя зычный припев и в этой версии Басты было не забыть.

Другие рэперы Anikv и Saluki выбрали менее ожидаемую «Дорогу», но не нашли для нее свежего настроения и подачи. Зато у «Казускомы» получилась шебутная и яростная версия на «Во время дождя» — с перегруженными гитарами, вскриками, сумбуром и отчаянием в общем — всем тем, чего у хмурого оригинала «Наутилуса Помпилуса» изначально не было. Но для нового прочтения классики как раз и записываются такие сборники.

Еще дальше пошли Shortparis. Обратили фокус на себя и теперь хрестоматийный хит «Би-2» стал называться «Полковник никому не пишет». Как обычно на своих концертах, музыканты, похоже, думали не только о музыке, но и о шоу, эпатаже, эмоциях. Изначально же лидеры группы — самобытные питерские художники, взявшиеся за гитары, и полюбившие пост-панк и new wave. Но без видео, в аудио-формате, их попытки сказать в этом треке что-то новое, что окажется не менее значительным, чем у первоисточника, все-таки не удались.

Читать также:
Яков Миркин: О малоизвестной стороне жизни автора "Кому на Руси жить хорошо"

На вопрос «В чем сила брат?» — участники трибьюта по сути тоже не ответили. Хотелось, послушав диск, хотя бы понять, в каком стиле у нас играют самые сильные, щедрее на идеи и воплощения замыслов музыканты. И «в чем их сила». Да и той глубины мысли, амбициозности, вызова, мудрости и стремления показать свое, ни на кого не похожее лицо — чем запомнился, например, саудтрек 2000 года «Брат-2. За кадром» — не продемонстрировал.

Хотя некоторые треки запомнятся. Например, то, как точно и все равно по-своему вжился рэпер Feduk в дух и поэтику бутусовской песни «Гибралтар-Лабрадор» (в альбомной версии названной просто «Гибралтаром»). Или ЛАУД с теперь уже и его «Черными птицами»…

Но для трибьюта таким знаковым фильмам в истории нашего кино и поколенческих размышлений о жизни, этого все-таки маловато.