Один из самых удачных в России проектов в продвижении актуальной музыки филармонический фестиваль «Другое пространство» во второй раз пройдет под обновленным девизом, прибавив к прежнему ремарку «Continuo». 27 ноября в зале Чайковского в исполнении Госоркестра имени Е. Ф. Светланова прозвучат три премьеры (две российские и одна мировая), а также почти 40 лет не исполнявшаяся в России Четвертая симфония Николая Каретникова. За дирижерским пультом Федор Леднев.
Многие годы Госоркестр Светланова представлял с Владимиром Юровским, своим худруком, взявшим также на себя и руководство фестивалем «Другое пространство», премьеры новых или не исполнявшихся в России сочинений современных композиторов. По сути, Госоркестр был негласным «резидентом» фестиваля. Он продолжает оставаться активным участником цикла и сейчас и откроет программу фестиваля новым сочинением российского композитора Анатолия Королева Verification для оркестра. Это — мировая премьера партитуры.
Стоит напомнить, что Анатолий Королев — автор множества симфонических, хоровых, вокальных, инструментальных произведений, создающий также электронную музыку. Среди его сочинений — симфоническая поэма «О траве, камнях и воде», оратория на текст из древнерусских летописей и былин «Житие князя Владимира», «Адажио» для хора и струнного оркестра, Концерт для скрипки и камерного оркестра, «Школа для дураков» для солистов и ансамбля на тексты из романа Саши Соколова. В 2019 году, в год своего 70-летия, композитор написал балет «Приказ короля» для театра Урал Опера Балет, который был выдвинут на премию «Золотая Маска».
Центром программы станут также две российские премьеры. Одна из них — партитура известного британского композитора Томаса Адеса Inferno («Ад»). Композитор называл это сочинение «благодарным приношением Ференцу Листу, автору демонической музыки». Впоследствии из этой партитуры вырос балет и трилогия «Данте», где к «Аду» добавились «Чистилище» и «Рай». Критики сравнивают это сочинение с величайшими балетами Чайковского, Стравинского, Прокофьева.
Второй российской премьерой станет Концерт для скрипки с оркестром нидерландского композитора Гюса Янсена. Он работает не только в жанрах академической музыки, но и выступает в джазовых и импровизационных ансамблях как пианист, клавесинист и барабанщик. В его Скрипичном концерте восемь частей, в четных оркестр делится на две части, играющие независимо друг от друга. Партия солиста выписана частично и предполагает импровизацию. Солировать в этом концерте будет Елена Ревич.
Отдельным событием станет исполнение Четвертой симфонии Николая Каретникова, одного из крупнейших российских композиторов-нонконформистов. Впервые и единственный раз эта симфония была исполнена в Москве в 1985 году под управлением Геннадия Рождественского. И больше никогда в России не звучала, хотя ее исполняли за рубежом Александр Лазарев и Валерий Гергиев.
Ведущий концерта Ярослав Тимофеев расскажет подробно об всех перипетиях и Четвертой симфонии Каретникова, и других партитур, которые прозвучат в этот вечер.
Кстати
Следующий концерт цикла «Другое пространство. Continuo» состоится 15 апреля 2023 года, в программе — Реквием Дьёрдя Лигети и «Сферы» для фортепиано, вибрафона и симфонического оркестра Алексея Сысоева (мировая премьера). За пультом Российского национального молодежного симфонического оркестра будет Филипп Чижевский.