Этот зимний музыкальный фестиваль уже в девятый раз пройдет в Москве в особое время Адвента — ожидания праздника Рождества. И хотя само понятие Адвента связано с западной традицией христианской церкви, в России тоже многие стали отмечать это празднование, предшествующее Рождеству — четыре недели, когда готовят сюрпризы, зажигают свечи в венке Адвента, открывают Адвент-календари, наряжают рождественскую елку в доме. И ходят на концерты духовной музыки. В Москве есть такая музыкальная афиша — Рождественский фестиваль духовной музыки «Адвент», основанный Фондом Collegium Musicum. По традиции концерты фестиваля проходят в Кафедральном соборе святых Петра и Павла в Москве. В этом году фестиваль пройдет с 1 по 25 декабря.
На концерте-открытии 1 декабря в Кафедральном соборе выступит Госоркестр имени Е.Ф. Светланова и Русский хор имени А.В. Свешникова. В этой торжественной программе прозвучат две «тематические» партитуры Мендельсона — Симфония №5 «Реформационная» и Симфония-кантата «Lobgesang» («Хвалебная песнь»). Обе они крайне редко исполняются на российской сцене, есть шанс услышать эту музыку, наполненную светом и ликованием. Исполнение симфоний в этот вечер будет сопровождаться красочной масштабной проекцией.
Дирижер и директор Фонда Collegium Musicum Олег Романенко прокомментировал программу предстоящего фестиваля:
— Я решил посвятить фестиваль 500-летию издания Нового Завета в переводе Мартина Лютера на немецкий язык, а также 505-летию Реформации, без которой этот перевод был бы невозможен… Ни один перевод не достигал той красоты и силы выражения, которых добился Лютер. Это было не просто новое явление в области лингвистики, а подлинное духовное деяние! …Тексты этого перевода вдохновили композиторов на создание великих шедевров, самые известные из которых — Реквием Брамса, кантаты Баха и оратории Мендельсона.
Музыка Феликса Мендельсона откроет фестиваль, а продолжит его 4 декабря органный вечер «Бах-гала» — традиционный для фестиваля «Адвент» формат, когда органисты разных поколений исполняют музыку Баха на историческом органе собора, кстати, одном из немногих сохранившихся в России органов ХIX века. Произведения Баха будут исполнять постоянные участники проектов Collegium Musicum — Федор Строганов, испанский органист Даниэль Сальвадор и мэтр отечественной органной школы Александр Фисейский. Прозвучат Немецкий Te Deum, Прелюдия и фуга ля минор, Импровизация, Маленький гармонический лабиринт, Токката ре минор, и др.
В афише «Адвента» есть программы, посвященные музыке Ренессанса и раннего барокко, исполняющиеся на исторических инструментах. Так, 11 декабря ансамбль The Readers представит произведения итальянского треченто, созданные в 1300-е годы. Прозвучит самая ранняя дошедшая до нас вокальная музыка на итальянском языке, собранная в знаменитом кодексе Росси — коллекции, большая часть которой находится в библиотеке Ватикана, а также сочинения великих композиторов XIV века. Музыканты The Readers не используют в своей работе расшифровки, а работают с оригинальной нотацией и играют исключительно по манускриптам. Кроме того, они занимаются коллективной импровизацией, чтобы сделать эту музыку своим родным языком. Тем более, интересно услышать звучание далекой эпохи.
А 15 декабря ансамбль старинной музыки Transients представит программу «Механизм Рождества» — рождественскую мистерию, которая сложилась из произведений немецких композиторов раннего барокко и рассказывает историю Рождества — от непорочного зачатия до прихода волхвов. В программе будут звучать вокальные и инструментальные сочинения до-баховского круга, живших в XVI-XVII веках — Генриха Шютца, Михаэля Преториуса, Иоганна Шайна, Иеронима Преториуса.
Оригинальная программа прозвучит на фестивале и 18 декабря. Известный альтист Сергей Полтавский со своими коллегами-единомышленниками объединил сочинения Генри Перселла и Клаудио Монтеверди с опусами современных композиторов, а старинные инструменты — с саксофонами. Эту программу он назвал «Зеркало в зеркале»: прозвучат Перселл, Брайерс, Монтеверди, Тавенер, Пярт.
В праздничный день западноевропейского Рождества 25 декабря фестиваль торжественно завершится традиционным исполнением рождественских кантат Иоганна Себастьяна Баха. Ансамбль старинной музыки Collegium Musicum продолжает свой грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями Романа Насонова, крупнейшего знатока духовной музыки. В этот рождественский вечер прозвучат две кантаты, которые объединяет знаменитый гимн Мартина Лютера, написанный им в 1524 году — Nun komm, der Heiden Heiland («Гряди, Спаситель народов»).