Рассказ Евгения Замятина «Наводнение» вдохновил режиссера Ивана И. Твердовского снять фильм с таким же названием по мотивам литературного произведения. Замятин хотел донести своим рассказом, что на фоне мировых преобразований и погодных катаклизмов обостряются «животные» человеческие качества, а за поступками, совершенными в это время, якобы следует безнаказанность. Но это лишь обманчивый соблазн беспредела, творящегося на стыке исторического времени. У Замятина даже слово «мобилизация» есть в рассказе, но написано оно как «мольбизация».
У Твердовского нет наводнения в Санкт-Петербурге, когда Нева выходит из берегов, заставляя людей забираться на крыши — поближе к Богу и спасению. У Твердовского есть бассейн. На самом даже два — спортивный и небольшой банный, но вода снята так, что зритель словно захлебывается в ней, ему трудно дышать и хочется поскорее выплыть из этого фильма, но все же интересно, что дальше, где граница человеческой жестокости.
На фестивале «Зимний» во время премьеры этой картины, которая входит в конкурсную программу, из зала не ушел ни один человек.
В фильме «Наводнение» Твердовский словно возвращается к себе прежнему, к тому Ивану, который снял когда-то фильм «Класс коррекции». Его «Наводнение» и есть «Класс коррекции», но на другом — более профессиональном — уровне.
Сюжет фильма держится за канву рассказа Замятина, как начинающий пловец за бортик бассейна или за разделяющие дорожки-поплавки. Действие происходит в спортивной школе. Молодежь учится плавать. Мальчики — направо, девочки — налево. Но есть Аня (в книге героиню зовут Ганька) — красивая, бессловесная, но как юродивая… Ее не принимает никто. И защитить никто не может. Формально — племянница Софьи — женщины-тренера. На деле — изгой, неспособный постоять за себя. Случается скандал — ее заметили с парнями там, где она не должна была быть. И Софья забирает девушку из команды к себе. Муж Софьи — также тренер, грубое животное. И он пользуется беспомощностью Ани. И этот его поступок будит зверя уже внутри самой Софьи…
Фильм «Наводнение» запоминается, прежде всего, стилистикой — такой типичной для фильмов Ивана И. Твердовского, характеризующей его авторский почерк. И в такой же степени врывается в память — игрой Анны Слю. «Софья, хоть было ей уже под сорок, была все так же легка, строга всем телом, как птица, ее будто для всех навсегда сжатые губы по-прежнему раскрывались Трофиму Ивановичу ночью…», — вот цитата из Замятина. Сжатые губы неженственной тренерши Слю играет с достоверной точностью. И эти губы не размыкаются даже тогда, когда ей особенно больно. Тогда она мычит ими, как израненное животное, не может вымолвить ни слова, как и ее племянница. Вот эта немота, которой нет в книге, конечно же, талантливая находка Твердовского как сценариста и режиссера.
Семейная трагедия — это ничто в равнении с буллингом, который испытывает Аня в команде. Парням она нравится, девчонки ее ненавидят. И вдруг среди парней находится один, с которым вроде бы возникают чувства, который способен защитить. Аня доверяется ему, и в этом ее ошибка. Тем временем давление растет со всех сторон. Сцены издевательств — и тетки, и однокашников — невыносимы. Кажется, что трубы в бассейне лопнут и все зальет водой, она перельется через экран и затопит зрителя. В фильме нет просвета. И там, где у Замятина фигурирует топор, отсылающий к Достоевскому, Твердовский придумывает другое орудие, казалось бы, мирное, но от этого еще более опасное.
«Почему именно Замятин? Откуда боль?» — хочется спросить у режиссера. Но автор лишь поддает пару (в фильме, как сказано выше, фигурирует и баня), и «наводнение» внутри зрителя выступает каплями пота у него на лбу. «Она вылилась вся», — пишет Замятин о Софье. Душевные терзания зрителя тоже выливаются, но в беспокойство. Неуравновешенным выходит он из зала, и губы его тоже крепко сжаты. Хочется не говорить о фильме, и то ли в ближайший храм пойти, то ли Замятина перечитать. А может быть, просто расплакаться, а потом — внезапно — успокоиться.
Между тем
Дата выхода в прокат фильма Ивана И. Твердовского на данный момент неизвестна. Когда ее объявят, «РГ» сообщит об этом читателям.