От револьвера времен революции — до задатчика мощности с Обнинской АЭС… Фонды Музея современной истории России ХХ века, казалось бы, всегда позволяли рассказать о прошлом убедительно, экспонатов за десятилетия советской власти тут накопилось как нигде. Но время требовало новых подходов, и на кассах музея долго висели объявления о том, что ГЦМСИР частично на реконструкции, залы, посвященные революции, НЭПу, Сталинской эпохе, ВОВ, закрыты.
И вот ленточка разрезана, новая постоянная интерактивная экспозиция, посвященная России, СССР с 1917-го до начала 1950-х, открыта. Двадцатый век России теперь достойно представлен в музее… Вот, кстати, и соха, точнее, однолемешный плуг, изготовленный в Туле из стволов, затворов, листовой брони — в соответствии с лозунгом «перекуем мечи на орала».
Здесь же и «разлом» — встречающая нас на входе в зал красно-белая скала, словно делящая мир на до и после. На стене справа деревянная балка дома у Никитских ворот, с осколком, застрявшим в ней в ходе октябрьских боев 1917 года в Москве. Напряженности энергетике зала добавляет огромный бюст Ленина 1924 года: вождь будто пытается докричаться о чем-то потомкам.
У каждого предмета, подлинного, уникального — от игрушечной собачки, подаренной Ильичом дочке своих знакомых, до красноармейской тачанки — в залах свое логичное место, каждый интегрирован в исторический контекст, подан по самым последним технологиям.
Вот «тот самый» стол Серго Орджоникидзе, на котором каждый карандаш в стакане повернут в историческую сторону. И прошел бы я мимо него, но мой гид остановился у книжного шкафа Серго, в котором… проецируются его книжные полки, и коснулся пальцем в толстый том «Пятилетний план». Книга «раскрылась» сначала на содержании, мы захотели узнать про выплавку стали в пятилетку — а вот и нужные таблицы, изучай, сравнивай. Высокий стенд с экраном, на котором хроника конца 1920-х, народ клубится вокруг лавки нэпмана. Кнопка нажимается, экран превращается в стекло — и перед нами та же лавка, но наяву: за стеклом — полки с цветастыми юбками, пирогами, обувными щетками, рафинадом, журналами, все как в тогдашних лавках.
В каждом зале для молодого посетителя есть свой «щелчок», своя фишка в мультимедийном формате. Проходя сквозь зал первых пятилеток, он наверняка притормозит, например, у размещенного за стеклом анимированного плаката 1931 года «Работница! Борись за чистую столовую, за здоровую пищу!» На плакате вокруг собравшихся у кастрюль женщин шевелится живой, не нарисованный «столовский» пар — это технология «фиджитал», дополненная реальность.
Не на гладком полу, а увязшим в песке стоит первый советский трактор СХТЗ, над ним на распирающих зал кран-балках, как в сталелитейном цеху — экран, по которому на хроникальных кадрах течет сталь. В центре зала, посвященного войне, — огромный мультимедийный стенд, разбитый на сектора главных битв Великой Отечественной, каждый со своей хроникой и музыкой. А вокруг в зале — вполне реальные, физические свидетельства войны: котелок защитника Брестской крепости, детский ботиночек из Майданека, табельный браунинг судьи военного трибунала в Нюрнберге, вагонетка из донецкой шахты, запущенной в 1944-м с надписью «Принимай, Родина, уголь из освобожденного Донбасса»…
Экспозиция заканчивается залом управления Обнинской атомной электростанции. В руководстве музея думают над концепцией реэкспозиции залов, посвященных России последних десятилетий прошлого века. Тут тоже будут новые артефакты, документы и, конечно, мультимедийные идеи их подачи.
А пока специалисты Музея современной истории России вместе с коллегами из ГИМа, Музея Победы и Музея Сталинградской битвы работают в освобожденных областях Донбасса, собирая артефакты, свидетельства нового времени. Эти предметы, как рассказала открывшая выставку статс-секретарь — замминистра культуры РФ Алла Манилова, будут представлены в проекте Музея современной истории «Донбасс — Россия: история и современность».