В РАМТе поставили «Зверский детектив» Анны Старобинец

Российский молодежный театр не впервые радует публику детскими спектаклями, которые с удовольствием смотрят и взрослые. В этом смысле проект театральных лабораторий «Молодые режиссеры — детям» — можно считать весьма удачным экспериментом: ведь заинтересовать театром самую взыскательную, раннеподростковую, публику очень и очень непросто.

На этот раз молодой режиссер Ирина Васильева воплотила на сцене прозу Анны Старобинец «Зверский детектив». И спектакль получился вполне в духе популярной книги — озорной, ироничный, неожиданный, умный. Для тех, кто не знает серию «зверских детективов» Старобинец, поясним: это истории, приключающиеся в Дальнем лесу, где звери заключили соглашение — друг друга не есть. Но вот исчезает Заяц, и, как говорится, ежу понятно, что съел его Волк, тем более, что прошлое Волка — вполне криминально. Старший Барсук и Барсукот начинают расследование.

Самое замечательное в этом спектакле — то, что выстроен он по всем законам детективного жанра. Интрига держится до последнего. Подозреваемые менются как в хорошем сериале — у каждого есть мотив, но нет алиби. И персонажи, которые помогают раскрыть это запутанное дело, тоже вполне узнаваемы. Жук Жан, например, не меньше своей супруги Жужи боится за себя и близких, но мужская честь («как потом буду нашим личинкам в глаза смотреть?») побеждают трусость…

Для тех, кто убежден: детям такие свирепые «зверские» истории рассказывать не следует, чтобы не нанести непоправимый душевной травмы, сообщаю — Заяц останется жив. Волк будет оправдан. Более того, там вообще никто никого не съест, но интрига от этого не станет менее напряженной. Авторы спектакля, честно следуя заветам поэта «ворюга мне милей, чем кровопийца», оставляют тем не менее простор для размышления. Например, о том, что невинное на первый взгляд мошенничество может обернуться серьезной драмой. Или о том, что спекуляция на добрых чувствах нередко приводит к весьма печальным последствиям…

Читать также:
Великий Баренбойм покидает должность музыкального директора берлинской Государственной оперы

В сущности, Анна Старобинец, а вслед за ней Ирина Васильева воздают, наконец, по заслугам архетипическому Зайцу — изворотливому и хитрому везунчику-Зайцу, всем нам с детства знакомому по культовому сериалу «Ну, погоди!». Уж как тот Заяц только ни издевался над недотепистым беднягой-Волком! И вот справедливость наконец восторжествовала. Мошеннические трюки обаяшки раскрыты.

Наверное, авторам спектакля было бы совсем неинтересно в тысячный раз воссоздавать на сцене архетипические образы Лисы-хитрули, ми-мишных зайчиков, увальня Барсука. А потому они создают свои, не менее узнаваемые, но очень современные образы. Так Сычи-адвокаты (Анастасия Волынская и Яна Палецкая) превращены здесь в деловых, модных стерв. А Зайчиха (Марианна Ильина) в многодетную мамашу, неумную, но хитрую, вечно прибедняющуюся, вечно норовящую урвать свое, эксплуатируя чужое сочувствие.

Отдельно хочется отметить работу Дмитрия Бурукина: он сыграл здесь целых пять ролей, ни в одной не повторив используемые краски. А его работяга-Крот, подслеповатый, но усердный, заставил вспомнить всех ремонтников, с которыми каждому взрослому, наверное, приходилось когда-нибудь иметь дело. Особенно, когда Крот упоминает, что уже вызвал свою бригаду во главе с Жирафиком Рафиком…

И еще одну особенность спектакля хочется отметить особо: молодые артисты с таким упоением воплощают на крохотной сцене все перипетии борьбы, преодоления неимоверных препятствий, что изобретательности их мимических танцев можно только подивиться. И косолапый неуклюжий Барсук (Алексей Мишаков), и верткий Барсукот Владимир Зоммерфельд) и уже упомянутый Крот двигаются так, что какие-нибудь десять квадратов сцены и впрямь выглядят как огромная полоса препятствий.

В РАМТе поставили "Зверский детектив" Анны Старобинец