Зима в Сочи теперь не только солнечная, но и музыкальная. На федеральной территории «Сириус», в Парке науки и искусства открылся первый Новогодний музыкальный фестиваль, который продлится все зимние праздники. В фокусе финального культурного события года — музыка Сергея Рахманинова, 150-летие которого в наступающем году отметит весь мир, в России 2023 год официально объявлен годом Рахманинова.
Открытие фестиваля состоялось в День федеральной территории «Сириус», где полным ходом идет строительство нового концертно-театрального комплекса со сценой-трансформером. «Скоро здесь будут выступать самые большие артисты со всего мира. Это будет место для вдохновения», — прокомментировал президент фонда «Талант и успех» Ханс-Йоахим Фрай, добавив (на русском языке), что он, будучи немцем, очень рад работать сейчас в «Сириусе». Завершение строительства планируется в 2024 году, а пока концерты фестиваля проходят в концертных залах Парка науки и искусства «Сириус».
Выступление Мариинского оркестра во главе с Валерием Гергиевым уже стало визитной карточкой фестивалей в «Сириусе»: летом он здесь открывал Большой летний фестиваль, а на концерте-открытии Новогоднего фестиваля оркестр Мариинского театра под управлением маэстро представил программу русской музыки. Как рассказал перед концертом сам Валерий Гергиев:
— Мы подготовили замечательную русскую программу: фрагменты из балета «Щелкунчик» Чайковского. Мы выбрали фрагменты из балета, которые показывают действие — сражение солдатиков, бой курантов, знаменитые номера, в том числе, «Вальс Цветов». Такой подбор номеров из музыки балета мы играли и в Японии, и в Америке, и в Европе, и в регионах России. Также — Вторую симфонию Рахманинова, популярную и горячо любимую слушателями. Скоро мы вступаем в Год Рахманинова в России, поэтому наше общее желание — отметить музыкой этот большой музыкальный праздник.
Публика горячо приветствовала Мариинский оркестр и Валерия Гергиева, исполнивших на «бис» «Фею Драже» и легендарное «Па-де-де» из балета «Щелкунчик».
Второй день фестиваля также представил шедевры русской музыки, однако хайлайтером программы остался Рахманинов: в первом отделении концерта в исполнении виолончелиста Сергея Ролдугина, скрипача Павла Милюкова и пианиста Мирослава Култышева прозвучали знаменитые камерные миниатюры композитора («Элегия» и «Вокализ» для виолончели с фортепиано и «Романс» для скрипки с фортепиано), а также монументальный трагический фортепианный цикл «Вариации на тему Корелли», написанный композитором в 1931 году на тему барочной фолии. Исполнение «Вариаций» Култышевым хочется отметить отдельно. Это была умная и эмоциональная игра, с безупречным музыкантским вкусом, полная сдержанной силы темперамента, искренней интонации и глубоко личностного прочтения авторского текста. Бесценный пример лучших традиций Санкт-Петербургской фортепианной школы. Деликатность туше, богатство динамических оттенков, нюансная полупедаль, неординарное (местами неожиданное!) рубато, благородное и бережное форте, скульптурная пластика полифонических голосов в игре пианиста — раскрывали новые грани фортепианной экспрессии в музыке великого Рахманинова. В этот вечер «Вариации на тему Корелли» стали одной из больших исполнительских удач. Как, впрочем, и продолжение концерта: в двух трио («Элегическое трио» Рахманинова и Трио №1 Шостаковича), прозвучавших во втором отделении, Култышев показал себя еще и блестящим ансамблистом, чутким и надежным партнером для свои коллег — опытного Ролдугина и харизматичного виртуоза Милюкова, сыгранность ансамбля которых в этот вечер оставила у публики глубокое впечатление. Камерная музыка — особый жанр, требующий, помимо исполнительского мастерства каждого участника, еще и общего чувства партнерства, единого музыкального «дыхания» и стройности звукового баланса в совместной игре. Именно на концертах камерной музыки случаются настоящие исполнительские откровения. Этот концерт был одним из них.
К слову, в построенном в форме амфитеатра зале «Атом» в Парке науки и искусства, где проходил концерт, камерный ансамбль звучал превосходно.
Прямая речь
Валерий Гергиев, руководитель Мариинского театра
Как вы оцениваете появление нового музыкального центра на юге России?
Валерий Гергиев: Мы с огромной надеждой смотрим на сценарий ближайшего будущего здесь. «Сириус» — замечательная идея, которая помогает сфокусировать усилия и всей страны, и каждой отдельной отрасли, чтобы беречь наши культурные сокровища. Думаю, что в будущем «Сириус» станет одной из культурных столиц. Я несколько часов провел в строящемся музыкальном театре и концертном зале. Мне кажется, здесь будет большой интерес к выступлениям и знаменитых мастеров, и дебютантов — лауреатов конкурса Чайковского. Мы несем большую ответственность за результаты конкурса Чайковского и вместе с Сергеем Ролдугиным многие годы занимаемся продвижением молодых артистов.
А чем интересен «Сириус» в качестве центра музыкальной жизни?
Валерий Гергиев: Этот громадный регион — весь Краснодарский край и особенно Сочи, «Сириус» — это шанс для многих сотен тысяч россиян совмещать отдых и просветительские культурные программы для детей, которые приезжают сюда из Владивостока, с Чукотки, из Мурманска и многих городов страны. Море, возможность подышать морским воздухом всегда будут привлекать людей, а в дополнение к этому будет возможность увидеть и услышать что-то значительное в плане культуры, с опорой на нашу отечественную культуру. И здесь нет ни грамма фальшивого патриотизма. Мы — страна Чайковского. Мы — страна Рахманинова. Какая тут фальшь? Приведу еще в пример Мариинский театр: у нас три театра, а в них 10 залов — мы составляем программы для детей, для малоимущих, для любителей Стравинского, Рахманинова, современной музыки и музыки эпохи Барокко. Здесь в «Сириусе» будет происходить то же самое.
Какие планы Вы связываете с юбилеем Сергея Рахманинова в наступающем году?
Валерий Гергиев: Ответ прост — прозвучит почти вся музыка, сочиненная Сергеем Васильевичем. Она будет звучать в Великом Новгороде, где мы недавно были (это все-таки родина композитора), она будет звучать на Тамбовщине в Ивановке, в имении Рахманинова, мы также думаем о Воткинске, родине Чайковского, о Клине. Ведь Петербург — это город, где состоялось подавляющее большинство значительных премьер произведений Чайковского, где проходил его богатый на события жизненный путь. Приведу интересный факт: именно в коридорах Мариинского театра Петр Ильич, уже ближе к концу жизни, впервые увидел маленького Игоря Стравинского (отец Игоря Стравинского, Федор Игнатьевич, был солистом Мариинского театра). Подобных удивительных фактов в истории Мариинского театра, связанных и с Рахманиновым, и с Чайковским, и с Мусоргским, Римским-Корсаковым, с Глинкой — множество. Мы сделаем свою часть работы, пройдем свою часть пути, а коллеги из других театров, возможно чуть-чуть меньше (улыбается), но тоже сделают очень многое.
Справка «РГ»
Афиша Новогоднего музыкального фестиваля «Сириус» представляет выступления симфонических оркестров (среди них — оркестр Мариинского театра, Госоркестр Татарстана под управлением Александра Сладковского, «Северная симфония» Санкт-Петербургского театра «Мюзик-Холл» во главе с Фабио Мастранджело), а также концерты Хора мальчиков Хорового училища им. М.И. Глинки и Московского джазового оркестра с Игорем Бутманом; фортепианные концерты Бориса Березовского, Ивана Бессонова и Дениса Мацуева, вечер романсов и оперетту Штрауса «Летучая мышь».