Веселый апокалипсис: фильм «Пришелец из будущего» хочет изменить настоящее

Режиссер Франсуа Декрак — человек из нового времени. Его взлетной полосой был интернет — зона любительщины. Он начал с размещения в Сети коротких скетчей, потом вышел на фантастический веб-сериал — сюжеты хронометражом от 2 до 28 минут. Проект делался в одиночку или с друзьями, назывался «Пришелец из будущего» и шел с нарастающим успехом в течение четырех сезонов. Перспективным гением заинтересовались теле- и кинокомпании, о сериале написали серьезные газеты, он был выпущен на DVD и прошел по телевидению. И, наконец, Декрак объявил о съемках игрового кинофильма по его мотивам — он и вышел на экраны России, собрав на родине полные восхищения рецензии.

Картина отмечена всеми достоинствами отвязного, построенного на амбициях эксперимента и всеми пороками эры дилетантизма, наступившей в кино.

Фабула связана с неким Фоксом, свалившимся в наш мир из 2555 года в момент, когда два лопуха-инженера новопостроенной АЭС думают, какую кнопку нажать, чтобы случайно не уничтожить планету. Фокс ищет Алису, дочку коррумпированного парламентария Жильбера Алибера, лоббирующего строительство атомного гиганта руками китайской компании Аксомако по устаревшим технологиям. Алиса пытается удержать папу от гибельного решения, и Фокс хочет, взяв ее в союзницы, предотвратить апокалипсис. Но тем самым он изменит ход истории, что недопустимо, и ему мешают патрули времени, в своей тупости производя больше разрушений, чем все политики- атомщики, вместе взятые. Ими руководит железная Констанция, оберегающая пространственно-временной континуум.

Неофит не знает правил и потому — ограничений. Режиссеру Франсуа Декраку никто не сказал о несовместности серьезной темы и легковесных гэгов, и в самый напряженный момент герои начинают уморительно скакать, как компьютерные Марио. И это оказывается возможно, даже сходит за обаятельный юмор. Конечно, это тот юмор, где люди если открывают от изумления рты, то — буквально, но это в духе времени, и за попытку спасибо!

Фильм переполнен заимствованиями: скафандры из «Звездных войн», приемы из «Терминатора», костюмы из «Робокопа», лагерь беспризорников из «Оливера!»; зомби — из бесчисленных ужастиков про ходячих мертвяков (головы набок, ходьба на шарнирах, рты разверсты) — это у нас элемент пародийности. Там и сям разбросаны крупицы абсурдятины (инженеры АЭС не могут пользоваться китайской инструкцией, потому что она на кантонском языке).

Такому фильму нужны актеры, где главный элемент мастерства — умение быть прикольными. Они все по-своему хороши, хотя психологической школы и прочей старомодной чепухи в них нет. Они не раскрывают характеры, а их обозначают, не смущаясь нелогичностью их поведения — а что, круто же! Это типажи: перешедший из сериала Флоран Дорен играет своего в доску парня, Эния Бару в роли Алисы — упертую Грету Тунберг, Одри Пиро (Луиза) — девушку-бойца времен торжествующего феминизма, когда прекрасный пол, не теряя гламурных форм, освоил мужские ухватки.

Читать также:
Гастроли ансамбля Игоря Моисеева собирают аншлаги в японских городах

Труднее задача у Арно Дюкре в роли коррумпированного папы — ему нужно изобразить процесс осознания и перековки, но сложность задачи противоречит строю фильма-игры, и перековка вышла неубедительной: даже непонятно, когда и под влиянием чего она случилась.

Перед нами образец нового постмодернизма, когда в сознании поколения решительно все идет вразнос. С каждой сусеки берется самый поверхностный слой, обозначающий отсылы к прошлому киноопыту, и такие ассоциативные отсылы сыплются на зрителя веселым горохом. Все действо движимо мстительной энергией людей, которые чуют губительные последствия научно-технического прогресса, попавшего в хищные лапы.

Конечно, здесь нет науки, зато есть многое от игровых приставок, которые не раз упомянуты в фильме. И в принципе это картина из разряда учебных пособий, которые в доступной игровой форме разъясняют, почему дважды два — четыре.

Финал выруливает к теме противоборства людей, пытающихся изменить время, с консерваторами, мечтающими его заморозить. Самый устрашающий образ — тюрьма, где вообще нет времени. Блюстительница мирового распорядка теперь и.о. все раз и навсегда предопределившего божества, а патруль времени — его силового поля, освободившего население от химер совести и выбора. Как сказано, «жизнь невозможно повернуть назад», но бросившей року вызов героине удается все поменять: мать, погибшая при родах, остается жива, Алиса не рождается, но и не исчезает — иначе как бы она могла отменить собственное рождение? Прозрения сомкнулись с абсурдом, спутанное сознание доведено до совершенства, промелькнувшие мысли теряют последний вес, ошеломленные зрители выходят с чувством, что наконец увидели кино XXI века.

Веселый апокалипсис: фильм "Пришелец из будущего" хочет изменить настоящее

Фильм выпущен с закадровым переводом Дениса Колесникова, который под псевдонимом Кураж-Бамбей подмял под себя уже немало комедий третьего-четвертого ряда. Его задача упростить сильно потускневший галльский юмор до уровня родимой тусовки, подогрев принятый здесь тон безбашенной эклектики. Он даже добавляет ей свою ноту: когда детвору озвучивает утробный мужской голос, фильм начинает смахивать на очередную серию «Экзорциста».

Созданный на перекрестке экологического вангования и комедии клишированных гэгов, «Пришелец из будущего» встает в ряды предупреждений о непоправимости близкой катастрофы. Самое яркое впечатление — испещренное молниями радиоактивное облако, которое каждые семьдесят лет огибает Землю, уничтожая все живое — сегодня оно выглядит особенно зловеще. Контекст времени — мощная штука: несмотря на определенную неуклюжесть фильма, он смотрится метафорой вполне возможного апокалипсиса.

Веселый апокалипсис: фильм "Пришелец из будущего" хочет изменить настоящее