«Все мы родом из детства». Как Норштейн и Хитрук создавали основу для «Смешариков»

28 октября празднуется Международный день анимации. По этому поводу «РГ» решила поговорить с управляющим директором группы компаний «Рики» Юлией Немчиной. Это та самая команда, которая создает одни из самых успешных мультфильмов современности. По данным одного из последних исследований Ipsos Comcon, такие проекты, как «Смешарики» и «Фиксики» входят в ТОП-5 любимых персонажей у российских детей. Последний хит, рожденный в «Рики» — полнометражный фильм «Финник» — несколько недель держался в лидерах проката. А теперь его смотрят в других странах. Трудно ли создавать доброе и светлое кино в эпоху, которая, кажется, окрашена совсем не мультяшными красками.

«Смешарики» смотрели все, даже премьер-министр Михаил Мишустин назвал мультфильм «гимном детства сегодняшнего поколения российских детей». Раскройте рецепт успеха.

Юлия Немчина: «Смешарики» изначально создавались по своему собственному рецепту. Если вкратце, история такая: в 2002-м году художник Салават Шайхинуров, работая в компании, которая создавала настольные игры, получил заказ на разработку персонажей игры для кондитерской фабрики. Были отрисованы первые эскизы, которые он показал своему коллеге Илье Попову. Рисунки так понравились, что было решено создать из этого нечто большее. По рекомендации Константина Бронзита, Илья с Салаватом пришли к одному из создателей легендарных «Братьев Пилотов» Анатолию Прохорову. И дальше всё закрутилось. Стала собираться команда. Появились режиссер Денис Чернов, сценарист Алексей Лебедев, композиторы Марина Ланда и Сергей Васильев, звукорежиссер Игорь Яковель и другие. Что интересно, все эти люди работают над проектом и сегодня. К сожалению, два года назад ушел из жизни Анатолий Валентинович. Но в сердце каждого, кто работает в «Рики», он навсегда оставил светлую память. Кстати, он говорил, что «Смешарики — это философствующее кино, не философское, а именно философствующее».

К юбилею, в следующем году проекту уже двадцать лет, мы готовим выпуск книги, куда войдут интервью с участниками тех событий, а также с теми, кто причастен к бренду.

На ваш взгляд, хороший мультфильм — это больше про образование, про воспитание или самовыражение его создателей?

Юлия Немчина: Хороший анимационный проект, это тот, кто попадает в свою целевую аудиторию. Кроме того, он должен быть выполнен качественно со всех сторон: картинки, сценария, режиссуры и т.д. Например, наши «Малышарики» — один из лучших проектов, который мы делаем для молодых родителей и детей самого раннего возраста. В производство вовлечены психологи, педагоги, методисты. Для каждой, повторюсь, для каждой серии создается целое музыкальное произведение, на поднимаемую тему. Это очень серьезная и тонкая работа. И, конечно, секрет отечественной школы анимации — в искренности. Это пришло к нам от наших советских мэтров жанра. Норштейн, Хитрук, Шварцман — это бесспорные гении, создавшие плодотворную почву для тех же «Смешариков», «Фиксиков». Ведь все мы родом из детства.

Кстати, о советском. Недавно государство в политике детского и подросткового кино во многом вернулось к советской системе, пообещав, что теперь создание такого контента будет финансироваться из бюджета. Также государство пообещало решить проблему с прокатом. Кинематографисты уверяют, тяжело попасть с хорошим фильмом для детей в кинотеатры…

Юлия Немчина: Позволю перефразировать, на сегодняшний день проблемой является нехватка отечественного контента в кинотеатрах. Поэтому, конечно, помощь государства, профильных структур, несомненно, важны. И это важно, что обсуждение вопросов детского кинематографа находится в повестке. Принимаются решения, которые помогут нам и коллегам. Однако стоит понимать, что на создание полнометражного фильма у компании уходит 2-3-4 года. А кинотеатрам нужно «выживать» сейчас. Поэтому, уверена, что у всех студий сейчас загрузка даже не на 100, а на все 120 процентов. Например, наши планы плотно расписаны уже до 2025 года. Это при том, что на двух студиях — «Петербург» и «Аэроплан» — мы создаем проекты не только свои, но и для наших коллег по цеху. Приходится работать в очень высоких темпах.

Читать также:
Игорь Бутман провел 101-й за год фестиваль молодых исполнителей "Будущее джаза"

Это же удар по качеству?

Юлия Немчина: За этим моя команда следит очень трепетно. Мы не позволим выпустить «сырой материал». Например, наш полнометражный фильм «Финник», который мы создавали три года, способен конкурировать со многими западными картинами. Многие зрители писали нам, что удивлялись, узнав, что «Финник» — это российский фильм. А это самая честная и беспристрастная оценка.

В чем, на ваш взгляд, успех «Финника» в России и за рубежом?

Юлия Немчина: Совсем недавно наш «Финник» действительно успешно стартовал в мире. Мы уже показали фильм в Австралии и Новой Зеландии, Сербии, Черногории, Боснии и Герцеговине. В Греции, например, мы третью неделю входим в топ-10 фильмов. В планах — прокат в Турции, на Ближнем Востоке, в Болгарии и Румынии. Успех картины, кроется, на мой взгляд, в интересном оригинальном сценарии, высоком уровне анимации. Темы, которые мы затронули в фильме, близки абсолютно всем. Это дружба, взросление, поиски себя в этом мире, самопожертвование ради близких людей. Доброе, светлое кино, которое понятно всем, вне зависимости от географии проката.

Знаю, что у «Финника» будет продолжение», при этом речь идет о новом формате, о новом даже в масштабах мировой истории анимации…

Юлия Немчина: Получив обратную связь от зрителя, мы поняли, что история «Финника» должна продолжаться. Слишком многогранный герой получился. Пришла идея создать сериал, который объединит сразу несколько жанров: детектив, комедию, приключения. Команда, работающая над проектом, сразу приняла решение, что качество исполнения будет на уровне полного метра. Мы используем технологические наработки и материалы из полнометражного фильма и адаптируем их в сериальный проект. Зритель обязательно обратит внимание на проработанность текстур, объемный свет в кадре, реалистичность спецэффектов и прочие тонкости, которые очень выигрышно будут смотреться в кадре.

Насколько российские мультипликаторы ощущают на себе влияние мировой турбулентности? Санкции нарушили все планы?

Юлия Немчина: Говоря о российском рынке анимации, очевидно, что мы все сейчас примерно в равных условиях. Часть международных сделок временно встали на паузу. Нам приходится перестраиваться, находить новых партнеров. Однако, есть и положительные стороны. Мы открываем для себя новые рынки, а значит и новых зрителей. Но, в целом, конечно же отрасль проходит сейчас некий период трансформации и перестройки рабочих процессов. Однако, очень хочется, чтобы анимация оставалась вне политики и вне мировых потрясений. Мы создаем добро для детей всего мира. Пусть так и остается.