Зачем государству финансировать фильмы для школьников

Новость последних дней: президент Владимир Путин поручил правительству перевести производство и прокат национальных фильмов для детей и юношества на государственное финансирование. Документ опубликован на сайте Кремля. О чем идет речь? Есть мнение, что это шаг, по сути, к возрождению уникальной советской системы детского кинематографа, который дал нам сотни киношедевров и на котором выросли поколения зрителей, имевших внятное представление о том, чем отличаются Добро и Зло. А в самом деле: поможет ли прямая господдержка вернуть на экраны новое большое детское кино? «РГ» решила изучить вопрос и выяснить, как к этой новости относятся сами кинематографисты.

О чем накануне были дискуссии

Вопрос возник, конечно, не вчера. О том, что наше детское кино сегодня в лучшем случае похоже на бледную кальку с голливудских образцов, — известно всем. На каждом околокультурном форуме кинематографисты разных школ и поколений так или иначе размышляли: хорошо бы, если б государство взяло детские фильмы под свое крыло. А кульминацией всех этих разговоров в минувшем июне стала дискуссия на Совете при президенте РФ по реализации госполитики в сфере защиты семьи и детей — под председательством спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко. Дискуссия прошла не зря.

Вице-премьер правительства Татьяна Голикова приводила конкретные цифры: «Фондом кино ежегодно выделяется миллиард рублей на производство фильмов для детей и семейной аудитории». Среди успешных начинаний — Институт развития интернета, в просторечии «министерство культуры в Сети»: с его участием вот-вот будет запущено не менее 250 аудиовизуальных проектов, а к 2024 году — все 750.

Зачем государству финансировать фильмы для школьников

Но ведь произвести контент одно — другое дело, будут ли его смотреть те юные зрители, кому он адресован? Астраханский губернатор Игорь Бабушкин, поделившись мыслями о старом фильме «Офицеры» и новых «Подольских курсантах», эмоционально предложил: нужна система, скажем, в рамках нацпроекта «Образование» прямо финансировать коллективные походы школьников в кинотеатры, организовать просмотры фильмов на интернет-платформах.

«Деньги мы найдем, но где найти сценарии? По-моему, сейчас очевиден кризис жанра», — размышляла Валентина Матвиенко. Режиссер Никита Михалков, назвав проблемы в воспитании молодого поколения «системными и страшными», предложил: «У меня даже была идея брать старые сценарии «Суворов», «Кутузов», «Корабли штурмуют бастионы», те старые сценарии великих исторических картин, и в новых технологиях снимать это кино. Потому что это работало».

А шире всех, пожалуй, подошел к вопросу гендиректор «Мосфильма» Карен Шахназаров: пора возрождать систему советского кинематографа, которая была лучшей в мире. Но каким образом? «Мне кажется, имело бы смысл создать какую-то структуру либо в рамках минкультуры, либо в рамках Фонда кино, где был бы генпродюсер и были бы редакторы. Они и разрабатывали бы, и отвечали за программу создания фильмов для детей и подростков — как и было в советском кинематографе».

Чем завершилось обсуждение? Вскоре после него в перечне поручений президента министерству культуры появился пункт: найти возможность за счет бюджета водить детей в кинотеатры, на фильмы, развивающие их «на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей». И вот теперь спустя несколько месяцев новый поворот. Государство даст денег на кино. Оно же оплатит билеты. Для современной истории — просто невидаль.

Что говорят киноромантики и кинореалисты

Как будет выстроена новая система финансирования детского кино? Появится ли новая структура в минкультуры, отвечающая специально за детское кино? Станет ли, как в прежние времена, флагманом производства детских и подростковых фильмов вновь Киностудия им. Горького? Строить прогнозы, фантазировать пока никто не спешит. Вопрос серьезный — требует подхода вдумчивого.

На Киностудии им. Горького лишь твердо подчеркнули: «Новый указ о полном госфинансировании — мера необходимая и своевременная». За последние годы здесь полностью перезапустили собственное производство — начали снимать документальные и научно-популярные фильмы, возродили знаменитый киножурнал «Хочу все знать!». Вышло на экраны подростковое фэнтези «Календарь ма(й)я». Прошли премьеры двух комедий, снятых в сотрудничестве с другими кинокомпаниями, — «Мой папа-вождь!» и «Молодой человек». Зимой в прокат выходит семейная комедия «Дядя из Чикаго». Завершены съемки детского детектива «Чижик-Пыжик возвращается». Кинофабрика берет разгон.

Детская аудитория — часто протестная, бунтарская. Нужно уметь разговаривать с ней

Юлиана Слащева, гендиректор Киностудии им. Горького и председатель Совета директоров «Союзмультфильма» поделилась: «Уже сегодня государство помогает в создании контента, который, в свою очередь, не только привлекает зрителей — его замечают крупные игроки рынка, бизнеса и инвесторы. Уверена, что государственное финансирование подтолкнет качественное развитие целого жанра в кино».

Гендиректор «Ленфильма» Федор Щербаков рассуждает: «Контент для детей и юношества всегда очень сложен. Потому как детская аудитория — часто протестная, бунтарская. Нужно уметь разговаривать с ней. Классики «Ленфильма», такие как Динара Асанова, например, блестяще справлялись с этим. Я убежден, что у нынешних наших мастеров кино это тоже получится».

Читать также:
Кафка из Подольска: на экраны вышел "Похожий человек" по пьесе Дмитрия Данилова

Зачем государству финансировать фильмы для школьников

Известный сценарист, художник и актер Александр Адабашьян, вспоминая картины, созданные им вместе с режиссером Анной Чернаковой — «Собачий рай», «Жили-были мы», «Про Лелю и Миньку», — говорит: «Мы все время с нашими картинами существовали впроголодь». Хотя, казалось бы, истории в традициях советского кино, снимались звездные артисты, но… «Мы выиграли на днях конкурс в минкульте на экранизацию гайдаровской книги «Судьба барабанщика». Это часть нужного нам бюджета, остальное мы должны искать сами, — продолжает Адабашьян. — А поиск денег всегда чрезвычайно затруднен. Все ведь, вложившись, хотят получать прибыль. Но детское кино — это все-таки не про прибыль».

Средства нашел, снял фильм, смонтировал — а дальше? Прокатывать кино для детей и подростков современные кинотеатры не хотят. Причина та же — на этом не заработаешь. Ситуацию с прокатом Адабашьян называет просто: «ущербность».

С ним согласен легендарный советский режиссер Александр Митта — а он на фильмах для детей собаку съел. Его «Друг мой, Колька!» посмотрели почти 24 миллиона зрителей. Потом были «Звонят, откройте дверь», «Точка, точка, запятая…». С прокатом, сборами и фестивальными гастролями — какие и не снились многим в наше время. «Конечно, без господдержки проката, — говорит Митта, — детскому кино пробиться на современный кинорынок трудно».

И что касается системы детского кинематографа — по мнению Александра Митты, она не может строиться по лекалам блокбастеров. Он уверяет: люди, которые создают кино для детей и подростков, — на других не похожи. «Они не относятся к кино спекулятивно, это подвижники, это романтики, которые еще хотят, чтобы кино что-то значило в нашей жизни. И я уверен, тут прямая связь: с государственным финансированием будет больше хороших картин».

Многие говорят о том же, на что обратил внимание Шахназаров: нужно вернуть и институт редакторов. Стоит вспомнить о них — поднимается крик о «цензуре». Просто путаница в головах и в понимании критериев профессии. На самом деле речь — о профессиональном подходе к будущим фильмам уже на уровне сценария.

Еще одну опасность видит Александр Адабашьян: «Сейчас объявятся тысячи кинематографистов, которые будут уверять, что всю жизнь мечтали снимать кино для детей. А потом мы получим фильмы, где дети играют в двух-трех эпизодах, — а все остальное будет тем же самым, что мы нередко видим на экранах и сегодня. И что смотреть противопоказано. Важно от этого застраховать детское кино».

Кстати

Пока все думают, что ждет детское кино в свете новых государственных подходов, — в столичном Доме кинематографистов открылась выставка фотопортретов создателей наших знаменитых анимационных фильмов. Тут что ни имя — мировая слава! Леонид Шварцман, Гарри Бардин, Федор Хитрук, Александр Петров… Всего на выставке 50 мультипликаторов — и их рисунки. Мастера будто из тени вышли — очень вовремя — с заветом молодым: осваивая горизонты детского кино, не забывайте оглянуться.

Кино в цифрах

По количеству зрителей и кассовым сборам первые три строчки в списке самых успешных фильмов, снятых в России для детей и подростков, занимает трилогия режиссера Дмитрия Дьяченко «Последний богатырь», «Последний богатырь. Корень зла», «Последний богатырь. Посланник тьмы». В общей сложности на эти три фильма было продано около 22 миллионов билетов.

Вслед за фильмами Дьяченко в списке кассовых российских фильмов для детей — «Конек-Горбунок» режиссера Олега Погодина — 4 813 001 зритель.

Дальше снова богатыри, только на этот раз анимационные фильмы студии «Мельница». Самый успешный фильм из этой серии «Три богатыря на дальних берегах» посмотрели 4 026 596 зрителей. Он на пятом месте в рейтинге детского и подросткового кинопроката.

Всего по российской франшизе полнометражных мультипликационных фильмов о приключениях трех самых известных богатырей, начиная с 2004 года, снято уже 11 серий. В общей сложности на них было продано более 22 миллионов билетов.

Зачем государству финансировать фильмы для школьников

Прямая речь

Ольга Казакова, председатель комитета ГД по просвещению, координатор партийного проекта «Единой России» Культура малой Родины»:

«Решение по поддержке детского кино — это очень сильная позиция государства по защите и воспитанию детей.

Ведь детское кино не развлечение, это урок. Только форма подачи иная — не класс и учитель, а зрительный зал и история героев, через которую дети узнают о дружбе и предательстве, о помощи или безразличии, о ценности семьи, об исторических событиях. Плачут, смеются и через это учатся сопереживать. Хорошее кино западает в душу, его можно помнить всю жизнь, потому что, когда смотрел, что-то понял впервые в жизни. Это очень мощный инструмент воспитания! Но только если детские фильмы делать профессионально, со знанием дела и детской психологии».