Глава кабмина РФ Михаил Мишустин подписал проект, предполагающий внесение изменений в постановление «О вознаграждении за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях». Во исполнение поручения правительства его разработали в министерстве культуры РФ.
Главное нововведение — возможность сбора авторских отчислений не только с носителей, ввозимых в Россию напрямую, но и с тех, что попадают к нам через страны Евразийского экономического союза. «РГ» спросила у экспертов, что они думают по этому поводу.
— Принятая мера, по сути, восстановление статуса кво, — отмечает зампред комитета по интеллектуальной собственности Российского союза промышленников и предпринимателей Сергей Матвеев. — Поскольку ситуация сейчас резко изменилась — техника и носители ввозятся по параллельному импорту, то есть, попадают в Россию минуя логистические цепочки, которые были ранее, — авторы и исполнители перестали получать свои отчисления. Постановление расставляет все по своим местам. Надо сказать, что авторские отчисления — краеугольный камень развития творчества, которое сегодня, в общем-то, представляет собой новый экономический ресурс.
По словам директора компании «Русское кино» Марии Панкратовой, в России взносы за частное копирование почему-то ассоциируют с «произволом властей», пренебрежительно называют «налогом на болванки».
— Хотя в действительности подобные платежи — общемировая практика с середины 60-х годов. Именно из Российского союза правообладателей (РСП) получают авторское вознаграждение сценаристы, режиссеры-постановщики, а с недавних пор еще и художники-постановщики анимационных фильмов. И все это мы, наша команда в том числе. Это в определенном смысле уравнивает нас в правах с композиторами, которые со времен немого кино с таперами получают роялти за каждый публичный показ фильма, — отмечает эксперт.
Мария Панкратова также обращает внимание, что санкции и нарушение логистических цепочек привели к тому, что большинство техники ввозится в Россию с территории ЕАЭС: «Если бы наши партнеры в Казахстане, Армении, Белоруссии действительно взимали сборы с ввозимой техники и администрировали соответствующие платежи, мы бы легко решили вопрос за счет взаимных траншей, как это делается в других сферах коллективного управления. Но, к сожалению, наладить эту работу им не удалось. Так или иначе, в проекте постановления четко сказано, что, если импортер техники все же заплатит этот сбор в одной из стран ЕАЭС, то платить второй раз требовать не будут».
— Если я ничего не путаю, то в первоначальной редакции этого постановления оговаривалось, что с продукции, которая ввозится с территории стран Евразийского союза, сбор не взимается пока вопросы частного копирования не будут урегулированы во всех странах-участниках, — продолжает директор Ассоциации музыкальных индустрий Дмитрий Коннов. — Насколько я знаю, в Казахстане, Белоруссии и других странах так и не начали собирать этого вознаграждения. Раньше этот вопрос не казался таким острым, но в силу изменения экономической ситуации и падения ввоза техники в Россию раза в четыре, это решение выглядит логичным, потому что для музыкальной российской индустрии поступления от РСП — важная часть доходов. В первую очередь для тех артистов, которые в силу возраста или репертуара выключены из стриминга, они там присутствуют, но не так много, как их более молодые и, может быть, менее талантливые коллеги. И в этой ситуации поступления принципиально важны, так что мы можем только поблагодарить правительство, которое не забывает о творцах. А в нынешней не очень простой ситуации они требуют заботы и внимания.