Фильм «Жанна» режиссера Константина Статского выходит в российский прокат 17 ноября. В основу фильма легла пьеса Ярославы Пулинович. Ранее она была поставлена в Театре Наций. Премьера спектакля «Жанна» состоялась 28 февраля 2014 года. С тех пор спектакль 8 лет шел в Театре Наций с постоянным успехом. Так что неудивительно, что в кинокартине задействованы актеры Театра Наций, и при его поддержке, собственно, фильм и делался.
Премьера фильма «Жанна» состоялась в этом году на 44-м Московском международном кинофестивале, где он участвовал в новом конкурсе «Русские премьеры». Также лента получила приз зрительских симпатий за лучший российский фильм на 19-м Международном кинофестивале стран АТР «Меридианы Тихого» (Pacific Meridian).
Главная героиня — Жанна (в этой роли Ксения Раппопорт) — пятидесятилетняя self-made woman, которая прошла через многое в 90-е годы: нищету, предательство, смерть близких… Это и выковало ее безжалостный характер и привычку постоянно обороняться. Теперь у Жанны своя торговая компания, роскошная квартира и красивый молодой любовник Андрей (актер Александр Новин стал и одним из продюсеров фильма). Кажется, кроме молодости у Жанны есть все, однако идиллия рушится в один день — Андрей объявляет Жанне, что уходит к девушке Кате (Таисия Вилкова), которая ждет от него ребенка…
В картине также снимались Евгений Миронов, Ясмина Омерович, Владимир Комаров, Софья Круглова, Наталья Гриншпун, Ростислав Бершауэр, Игорь Грабузов и другие артисты.
Автор сценария — Юлианна Кошкина.
В Москве после предпрокатного специального показа картины, который прошел в кинотеатре «Октябрь», состоялась сессия вопросов и ответов с ее создателями, которую провела обозреватель «РГ», автор этих строк Сусанна Альперина. Позднее художественный руководитель Театра Наций народный артист РФ Евгений Миронов ответил специально для наших читателей на несколько вопросов по фильму. Кстати, сам он играет высокопоставленного сотрудника спецслужб, давнего знакомого Жанны Виталия Краснова. И загримирован так, что на премьере его не узнали даже собственные студенты. А Александр Новин рассказал, что на кинопоказах в Театре Наций даже не все артисты узнали своего худрука.
Евгений Витальевич, что за киноклуб в Театре Наций и какие еще спектакли перенесут на экран?
Евгений Миронов: У нас в театре работают актеры, которые много играют в кино, режиссеры, которые снимают фильмы, поэтому мы придумали киноклуб, в рамках которого будем показывать их премьеры. Причем не только работникам Театра Наций, но и нашим друзьям и партнерам. Это же прекрасно, когда есть возможность в семейном кругу посмотреть и обсудить новые фильмы. (Фильм «Жанна» Константина Статского в киноклубе уже показывали два раза. — Прим. авт.)
В Театре Наций много спектаклей, посвященных женским судьбам и даже женскими именами названных — «Жанна», «Фрекен Жюли», «Фрида», вот сейчас будет премьера «Кто боится Вирджинии Вулф?». Почему такой интерес именно к женским судьбам и какой из этих спектаклей хотелось бы еще экранизировать?
Евгений Миронов: Я бы таких выводов не делал, потому что в Театре Наций были и есть спектакли, где главные герои мужчины: «Левша», «Гамлет», «Иванов», «Дядя Ваня». Так что можно сказать, что у нас все уравновешено. А что касается переноса на экран, то бывают такие театральные постановки, которые изначально очень кинематографичны. Сколько раз такое было в истории, что спектакли либо снимаются как полноценный телевизионный фильм — так сделал, например, Георгий Товстоногов с «Мещанами» — или же на основе пьес ставятся абсолютно полноценные фильмы, но с театральной условностью, как, например, «Обыкновенное чудо» Марка Захарова. «Жанна» Ярославы Пулинович — это тот случай, когда пьеса просилась на экран, и с самого начала у нас была идея ее экранизировать. Просто в кино путь к осуществлению задуманного всегда сложнее, чем в театре. Для этого нужно написать сценарий, адаптировать его под артистов. Это был непростой путь — только сценарий «Жанны» писался два года, а после этого режиссер Константин Статский придумал концепцию, как из этой истории сделать полноценный фильм. Некоторые сюжетные линии изменились, какие-то персонажи появились, какие-то ушли, и тогда это стало уже полноценным кино. Не уверен, что так может получиться с любой пьесой, но если снова будет такая возможность, то, мне кажется, это интересный опыт для театра.
Почему вы сами не стали снимать «Жанну» как режиссер — были разговоры об этом?
Евгений Миронов: Я и не собирался снимать этот фильм в качестве режиссера. Пока наша киностудия «Третий РИМ» искала средства на съемки и еще не был выбран режиссер, мы временно в заявке поставили в этой графе мою фамилию.
Был ли какой-то реальный прототип у вашего героя Краснова?
Евгений Миронов: Реального прототипа у моего персонажа не было. Поскольку начало его истории тянется откуда-то из 90-х годов, когда подобные ему люди оказались в нужном месте, в нужное время и воспользовались ситуацией, то к нынешним годам они пришли уже состоятельными и достаточно могущественными людьми, которые решают различные проблемы. Образ был скорее собирательный, но мне хотелось показать, что даже в таком серьезном, властном чиновнике могут быть трогательные черты. Даже такому забронзовевшему персонажу ничто человеческое не чуждо. Еще мне захотелось похулиганить и попробовать пластический грим, меняющий лицо до неузнаваемости. Я много раз видел, как это сегодня делают американские или британские артисты, например, Гари Олдман в фильме про Черчилля, а у нас почему-то этот прием никто не использует.
Часто ли в своей жизни вы встречаете такой женский тип — стальные характеры, выкованные в 90-е?
Евгений Миронов: Да, у меня много знакомых, которые прошли непростой путь с 90-х, стали self-made woman. Кто-то более счастлив в личной жизни, кто-то менее, но наверняка они очень сильно изменились за это время.
Кстати
Из России в Индию
Фильм «Жанна» с Ксенией Раппопорт в главной роли после российского проката выйдет широкой росписью в кинотеатрах в Индии. Индийские прокатчики увидели картину на Московском международном кинофестивале и тут же ее приобрели для своей аудитории.
Цитата
О чем фильм?
Фильм «Жанна» наполнен множеством «секретных посланий», когда каждая сцена несет в себе скрытый смысл. На фото — девичник в клубе, куда позвала Жанну сотрудница из ее бухгалтерии по случаю своей свадьбы. Но останется ли девушка после этого работать в компании Жанны?
А режиссер Константин Статский говорит о картине так : «Мы живем в интересное время, когда в обществе меняются гендерные роли. Меня эта проблема волнует, и, собственно, наша картина — размышления на тему. Мы подталкиваем зрителя к вопросам, «что такое возраст, любовь, счастье?».
А по большому счету «Жанна» — это не просто история женщины. Это — история страны».